Николас Мадуро, социалистический президент Венесуэлы, продолжатель дела Уго Чавеса — уже поспешил объявить, что его страна пала жертвой заговора столь нелюбимых им «праваков», ценового сговора, спекулянтов, ну, в общем кого угодно. Лишь бы народ смотрел не в сторону социалистов. Что же на самом деле происходит прямо сейчас в этой южно-американской стране? Разберемся с помощью перевода статьи Independent Journal «Proof That Socialist Venezuela is a Godforsaken Hellscape Right Now».
Перевод дан с сокращениями из-за того, что часть рассказанных материалов не смогла найти подтверждения. Публикуем только ту информацию, которую можно проверить самостоятельно.
После нескольких декад авторитарного социализма и перераспределения богатства, Венесуэла рушится, как страна. Вот лишь несколько примеров того, как названная «экономическим чудом» по версии Salon.com (популярный среди западных «левых» сайт) модель ухудшила жизнь людей.
1. Если вы живете в Венесуэле, ваши деньги ничего не стоят.
После того, как нынешний президент Николас Мадуро захватил власть над монетарной политикой страны, широкая постоянная девальвация стала постоянным реальностью. Цитата из CNN:
Социалистический президент Николас Мадуро расхвалил боливарскую революцию, начатую его покойным предшественником Уго Чавесом, и назвал ее успешным движением. Ее целью было распределить поровну богатство между всеми людьми страны. Мадуро продолжил программы массированных государственных трат, чтобы вызвать симпатии у бедных. Но это направленное движение боливара вниз лишь вызвало еще большее неравенство. Сейчас растет пропасть между венесуэльцами, которые могут обменивать боливары на доллары, и теми, кто не может этого делать.
Вот так это выглядит на графике:
То есть, цена боливара уже меньше одного американского пенни.
2. Правительство Венесуэлы не имеет даже достаточного количества бумаги, чтобы напечатать новые деньги.
Венесуэла печатает деньги пугающими темпами, и государство вынуждено даже заказывать печать у оффшорных компаний, чтобы справиться. Финансовый сайт Zerohedge объясняет, почему:
«Печатный станок центрального банка в промышленном городе Маракай не имеет достаточного количества бумаги с нужными степенями безопасности, а также металла для того, чтобы напечатать даже небольшое количество банкнот, сообщили знакомые с положением дел источники. Их трудности происходят от все тех же причин нехватки долларов, которые мучали венесуэльскую централизованную экономику, и сегодня администрация Мадуро имеет трудности с оплатой импорта всего, включая медикаменты для лечения рака, туалетную бумагу и репелленты для борьбы с переносимым москитами вирусом Зика».
3. Продуктовые магазины превратились в пустоши
Государственные магазины открыты только два дня в неделю, и доступны только через действующее удостоверение личности, которое позволяет иметь доступ только к определенному набору продуктов. Даже со всеми этими ограничениями, магазины выглядят все равно как бесплодные пустоши. Венесуэльцы ждут проводят дни в надежде на то, чтобы успеть купить такие обычные продукты, как хлеб и молоко.
4. Питьевая вода на вес золота
Мало было экономического кризиса — капризы природы уже стали причиной снизившегося уровня воды, но так как 60% электричества в стране обеспечены гидроэлектростанциями, это добавляет проблем. К этому добавляется еще одна проблема — многие жилые районы имеют слишком грязную воду, непригодную для питья. Грузовики, которые перевозят чистую воду, подвергаются нападениям 2-3 раза в неделю, что делает еще более затруднительным для остальных обывателей поиск чистой воды.
5. В Венесуэле есть черный рынок… молока
Дефицит в стране заставляет людей смотреть куда-то еще, кроме пустых полок, для того чтобы найти предметы первой необходимости. Так, сообщается, что люди пишут объявления о своем желании купить молоко… в Whatsapp. Сегодня молоко — один из самых ходовых товаров на черном рынке. Здесь следует сделать редакторское примечание от RLN.FM, чтобы раскрыть механизм работы этого рынка. Дело в том, что правительство субсидировало фермеров, чтобы обеспечивать «справедливую» (по версии социалистов) цену. Цены были дешевыми, но в итоге товаров на полке почему-то становилось все меньше и меньше. Почему? Потому что появились люди, которые за такие низкие цены, обеспеченные за счет налогоплательщиков, скупали молоко, яйца и другие продукты. И далее продавали их по завышенной, иной раз в разы, цене. Социалист в этот момент скажет: правительство Мадуро все делало правильно! Это просто появились проклятые спекулянты-капиталисты, желающие наживы, и вот надо их всех к стенке, и вернуть трудовому народу низкие цены! Нет, «товарищи» социалисты. Не нужно было затевать весь этот спектакль со «справедливыми ценами», отнимать у народа часть его благосостояния в виде субсидий и мер по контролю за ценами, тогда и не было бы никаких спекулянтов. Единственная реальная цена, которая и является «справедливой» — это та, на которую согласен продавец, и на которую согласен покупатель. Если вы искусственно начинаете влиять на цены, внедряетесь в экономику таким образом — вы обязательно создадите все необходимые условия для появления черного рынка. Уберете одних «спекулянтов» — появятся следующие. Уберите субсидии, государственные монополии и прочий социализм — и вы получите здоровый рынок, на котором желающему построить свое богатство на перепродаже втридорого будет просто невыгодно покупать продукты сверх меры — потому что здоровая конкуренция и большое количество предложения сделают свое дело, и сбалансируют интересы в пользу конечного потребителя. Как это уже происходит в большинстве стран, использующих сегодня, увы, не капиталистическую, но смешанную рыночную модель экономики. Тем не менее даже она работает. Ровно до момента, пока не начинаются фокусы с контролем за ценами.
6. В Венесуэле нет туалетной бумаги
Жители страны стоят в огромных очередях, чтобы найти туалетную бумагу. Им уже неважно, четырехслойная она, двухслойная, и изображена ли милая медвежья семья на упаковке. Им бы найти хотя бы самый обычный рулон. Добыть его — как найти золото. В то время, как венесуэльцы могут неделями искать заветный продукт, туристов уже не первый год заранее просят привозить с собой все необходимое, включая такой обычный товар, как туалетная бумага.
7. Электричество подается с ограничениями
Двухдневная рабочая неделя в Венесуэле (мечта коммунистов — не нужно работать на «эксплуататоров»! Отдыхай и занимайся творчеством и самообразованием, трудовой человек! — прим. ред.), введенная сравнительно недавно, на деле оказалась не такой уж и славной. На самом деле это вынужденная мера, которая позволяет экономить электроэнергию. Другая аналогичная мера по энергосбережению — отключение всего электричества как минимум на 4 часа в сутки. Некоторые из этих блэкаутов могут продолжаться по 12 часов, и городская жизнь в этот момент буквально замирает, не говоря уж о портящейся в этих условиях пище.
8. Если вы заболели в Венесуэле, вы в беде
Состояние дел в медицинской отрасли страны — калька с фильма ужасов. Наблюдается нехватка чистых больничных постелей, медперсонала и медицинских запасов. Пожилые люди и дети умирают, а фотографии, сделанные New York Times в больницах страны, говорят сами за себя. Вот отрывок из статьи:
День начался с обычных бед: хроническая нехватка антибиотиков, внутривенных растворов, даже еды. Затем город был обесточен, в том числе были отключены аппараты искусственного дыхания в родильном отделении. Доктора продолжали поддерживать жизнь младенцев, вручную качая воздух в их легкие часами. К ночи еще четверо новорожденных скончались.
«Смерть младенцев — это уже повседневная реальность», — сказал доктор Ослейди Камейо, хирург из Каракаса, ссылаясь на новость о жертвах разрушающихся госпиталей Венесуэлы.
9. Люди обращаются к соцсетям в поисках медицинской помощи
Столкнувшись с кризисом в секторе государственных медицинских услуг, венесуэльцы в отчаянии обратились к социальным сетям в попытке спасти своих любимых. Используя хештег #ServicoPublico, они связываются друг с другом в поисках лекарств, вакцин, и даже крови для переливания (что? Всесильное государство не помогает, а люди друг другу помогают? Как это возможно? Может, все-таки рынок, как основа взаимодействия, действительно может работать лучше, а главное, не убивать людей в процессе? — прим. ред.)
10. Бандитизм на марше
Венесуэла живет вне закона. Банды взяли под контроль большую часть территории страны, и делают что хотят, без особой реакции властей. При этом в Венесуэле один из самых высоких показателей убийств в мире, а также весьма высоки показатели количества похищений людей (стоит обратить внимание на то, что в Венесуэле до социалиста Чавеса было право на оружие, и люди могли обороняться от преступников самостоятельно; социалисты отняли это право, и вот что получилось — прим. ред.). На первой картинке — график убийств, на второй — похищений:
Вот эффекты применения социалистической политики, которые сегодня испытывают 30 миллионов граждан Венесуэлы.
Leave a Reply