Первый еврей в мире
Первый человеком в Торе, который был назван евреем – это Авраам,(1)и потому с этим словом стало принято идентифицировать его потомков, еврейский народ. Ивритское слово, используемое в Торе в случае Авраама – עברי (звучит как “Иври”), что значит “имеющий отношение к עבר – “эвер”. Итак, что значит «эвер»?
Мидраш(2) приводит три мнения о том, откуда произошло это название:
- Рабби Йеуда учил, что это слово означает «противоположная сторона». Авраам верил в единого Бога, а остальной мир поклонялся придуманным богам. Таким образом, «Авраам стоял на одной стороне, а весь мир стоял на другой стороне».
- Рабби Нехемья предполагает, что это отсылка на Эвера, правнука Ноаха, предка Авраама. Известно, что Эвер был одним из приверженцев концепции, что Бог Един, знание о которой унаследовал от своих предков Шема и Ноаха и передал своему внуку Аврааму. И поскольку Авраам был его потомком и учеником, его стали называть Иври.
- Некоторые раввины считали, что это слово является намеком на то, что Авраам пришел в Кнаан с другой стороны реки, а не родился там, потому что слово “иври” происходит от того же корня, что и “авар” – “перешел”. Также «иври» может говорить о том факте, что Авраам говорил на иврите, названном таким образом из-за своего древнего происхождения (на иврите “авар” – так же “прошлое”), предшествующего развитию других языков, существующих в то время.(3)
Итак, получается, что еврей – это тот, кто напротив, с другой стороны, отличается от всех остальных и говорит на своем языке. В своем поколении Авраам был одиноким приверженцем монотеизма посреди царящего в мире идолопоклонства.
Возможно, именно поэтому вторым человеком, которого Тора называет “иври”, является Йосеф.(4) Хороший еврейский мальчик оказывается в Египте, в пришедшей в моральный упадок стране фараонов, где принято поклоняться людям, животным и небесным светилам вместо Бога; одинокий подросток с диковинным для этой местности еврейским мировоззрением попадает в самое могущественное общество своего времени, которое пытается на него повлиять. Но Йосеф не поддается давлению. Он твердо уверен в Боге и вере своих предков и в конечном итоге поднимается на самую вершину египетского общества, становясь вторым человеком в империи после фараона. Фактически, евреем Тора его называет именно после того, как жена Потифара попыталась соблазнить Йосефа и ввести в грех, а он выдержал искушение – именно тогда он окончательно продемонстрировал, что является верным носителем “противоположной” взглядам Египта традиции Адама, Ной, Шема, Эвера и Авраама.
Leave a Reply