Израиль не готов к вспышкам некоторых заболеваний, вызываемым экстремальными изменениями климата. В интервью «Деталям» профессор Эли Шварц, руководитель института тропической медицины в медицинском центре «Шиба», сказал: «Есть ряд болезней, которые упоминаются в этой связи. Наиболее заметная из них – лейшманиоз, или «иерихонская роза». Израиль не готов к борьбе с этим заболеванием и, что еще хуже, не выделяет для этого достаточно средств».
Эту проблему обсуждали на днях члены комиссии кнессета по науке и технологии. Профессор Щварц полагает, что пришло время создать организацию, которой предоставят инструменты для комплексного решения этой проблемы.
— Климатические изменения приводят к тому, что болезни распространяются быстрее?
— Значительная часть заболеваний, о которых мы говорим, переносится комарами и мушками. Когда повышается температура, возникают более благоприятные условия для размножения комаров – а значит, и для распространения некоторых заболеваний. Паразит лейшмания, вызывающий лейшманиоз, переносится песчаной мушкой — которая, по сути, является маленьким москитом. И в связи с климатическими изменениями ареал обитания этого москита распространяется на все большие территории. Соответственно, появляется больше зараженных животных, которых кусают эти мушки, а они затем кусают людей, и мы видим, что заболевание распространяется все шире. Люди не знают об этом, но происходит просто общенациональная катастрофа. Случаи заболевания зафиксированы более чем на половине территории страны. Такого никогда не было.
— И это связано только с климатическими изменениям?
— Во-первых, с климатическими изменениями, а, во-вторых, полевые животные, являющиеся природным резервуаром лейшмании, размножаются. Появился новый вид заболевания, который очень «любит» капских даманов (скалистые кролики), так что в последнее время больше говорят о них.
Сочетаются несколько факторов: даманы, песчаные мушки и расширяющееся строительство. В итоге люди болеют все чаще. В некоторых населенных пунктах от лейшманиоза пострадало до 30 процентов населения. Таких цифр раньше просто не было!
Второе заболевание, о котором минувшим летом кричали заголовки — лептоспироз. И здесь причины — потепление и понижение влажности, менее сильное течение воды в ручьях и ее застаивание. Дикие животные справляют свои потребности в водоемы, заносят бактерию, потом в воде купались люди, бактерии проникали в организм человека через кожу, вызывая инфекционное заболевание, которое в критических случаях заканчивается смертью.
— Вспышка лептоспироза вынудила людей отказаться от турпоездок на Голанские высоты и нанесла ущерб туристической отрасли. Об этой напасти уже слышали все, а вот о лейшманиозе говорят куда меньше!
— Некоторое время назад, еще до вспышки лептоспироза, о лейшаманиозе стали писать СМИ. В некоторых туристических районах страны, как на севере, так и в Негеве, где расположено много циммеров, был зафиксирован высокий уровень заболеваемости. И те, кто знает о положении дел, дважды подумают, прежде чем туда поехать. Даже жители ряда населенных пунктов были бы рады на время уехать, чтобы их дети не заболели. Лейшманиоз, конечно, не смертелен, но может оставить неприятные следы, шрамы на лице или на теле.
— Что может сделать государство в данной ситуации?
— Создать управление или департамент, в котором будут сосредоточены все работы по решению проблемы. В нем необходимо создать исследовательскую группу, которая должна понять, как бороться с мушками, которые разносят болезнь. И, разумеется, должна работать также группа, исследующая различные способы лечения, потому что нынешнее представляется весьма проблематичным. А ведь, теоретически, можно разработать вакцину!
Следует отметить, что лейшманиоз – это, в принципе, тропическое заболевание, поражающее в основном страны Третьего мира. Израиль — единственное развитое государство, которое столкнулось с ним в таком серьезном масштабе. Если мы поймем, как справиться с болезнью, тогда, может быть, другие у нас станут учиться. Но всего этого не происходит. У меня создается впечатление, что проблему просто игнорируют. Нет осознания ее масштаба, и никто не торопится выделять деньги на исследования, чтобы найти лучшие инструменты для лечения болезни.
— Нет понимания или нет денег?
— Министерство экологии выделило деньги на решение проблемы капских даманов. Но это — только одна часть всего комплекса проблем. Нет достаточно понимания ни в минздраве, ни в минфине, на какие базисные исследования и клинические испытания выделять средства. Они там как будто забыли, что люди болеют. Капские даманы – это, конечно, важно, но в итоге все сводится к профилактике и лечению. А я вам, как врач, говорю, что у нас для этого нет достаточно качественных инструментов.
— Каково ваше впечатление от заседания парламентской комиссии?
— Это было важное заседание, вопрос рассматривали очень серьезно, я надеюсь на продолжение. Хотя странно, что медицинский вопрос рассматривался в комиссии по науке, а не в комиссии по здравоохранению. И это, к сожалению, тоже показывает, насколько «важным» этот вопрос считают в нашей системе здравоохранения.
Олег Линский, «Детали»
Leave a Reply