.Владимир Янкелевич
Kорреспондент: «Что Вы думаете по поводу французской революции XVIII столетия?»
Чжоу Энь Лай: «Время для ее оценки еще не пришло»
Президент США Дональд Трамп решил вывести американские войска из Сирии, сказав, что:
«… Мы ввели их на три месяца, но семь лет назад. Они задачу выполнили!»
В основном решение Трампа вызвало негативную реакцию.
Deutsche Welle предупреждает:
«Это серьезная ошибка, которой воспользуются Россия, Башар Асад и “Исламское государство”».
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил:
«Я глубоко сожалею о решении, принятом Дональдом Трампом в отношении Сирии»… «Союзник должен оставаться надежным»…
— подчеркнул французский президент, имея в виду крайнее недоумение, с которым приняли новость союзники США по коалиции.
Иорданский ресурс jordantimes.com, утерев слезы, сообщил, что это решение — «худший из всех кошмаров» и что:
«Резкое решение президента Дональда Трампа вывести войска США из северной Сирии застало врасплох друзей и врагов. Очевидно, для врагов США это стало приятным сюрпризом. Для американских друзей и союзников это стало ужасным сюрпризом».
Можно было бы по Чжоу Энь Лаю для формирования своего мнения подождать лет двести, но “noblesse oblige”, придется отвечать
Вкратце я попытался сделать это в эфире израильского телеканала ILand, в программе Аны Шулик , ниже — более развёрнутое изложение.
Моя первая реакцией была схожа с иорданской, тем более, что вокруг различные СМИ писали про «нож в спину»… Но все же, что произошло?
Трамп решил вывести из Сирии 2000 американских пехотинцев, в основном инструкторов, и эти две тысячи способны вывести регион из равновесия? «Не верю!»
Попробуем разобраться.
Американское присутствие в регионе намного представительнее, чем эти 2000 человек «наземного базирования». Итак:
Со стороны Средиземного моря действует 6-й флот США. Так, например, в апреле этого года из Средиземного моря подводная лодка «Джон Уорнер» (SSN 785) нанесла удар по асадовским силам ракетами «Томагавк».
Операции в Персидском Заливе и Красном море входят в зону ответственности 5-го флота США, со штабом в Бахрейне. В настоящее время в Персидский залив вошла авианосная ударная группа ВМС США, возглавляемая атомным авианосцем «Джон Стеннис». Это авианосец типа «Нимиц».
Такие авианосцы являются самыми большими военными кораблями в мире. Они предназначены для поражения крупных надводных целей, обеспечения ПВО и ударных операций ВВС. На нем авиакрыло в составе 66 единиц: 48 многоцелевых истребителей-бомбардировщиков, 4 самолёта РЭБ, 4 самолёта ДРЛО, 2 транспортных самолёта, 8 противолодочных вертолётов. Личный состав только авиакрыла примерно 2,5 тысяч человек.
В Персидском заливе численность американских войск составляет приблизительно 40 тысяч человек: 7500 — в Катаре, 5000 — в Бахрейне, около 3000 — в Объединенных Арабских Эмиратах и еще несколько меньшее число в Саудовской Аравии и Омане.
Кроме того, авиация США базируется на многочисленных аэродромах на Ближнем Востоке, в Турции, в Греции, и в Италии… Военная база ВВС США Эль-Удейд в Катаре с самым крупным контингентом американских войск на Ближнем Востоке тоже никуда не выводится.
2000 американских военных в Сирии не играли боевой роли, и их вывод не означает, что США потеряют способность активно действовать в Сирии в случае необходимости.
Тогда в чем дело?
Видимо в символике вывода. Когда американцы там, внутри, то они точно будут действовать, а когда вне, снаружи, то будут действовать… скорее всего… наверное… Но не наверняка!
Было ли решение Трампа неожиданным, как пытаются внушить?
Отнюдь. Вывод американской пехоты из Сирии готовился давно, и явился сюрпризом только для неосведомленных или ангажированных журналистов. Трамп приказал разработать план выхода из Сирии еще в феврале этого года, а в апреле этот план был частично рассекречен и обнародован. Израиль тогда предложил отсрочить вывод, что и было сделано.
Некоторые законодатели США предупредили, что это вывод войск может развязать руки Турции и подтолкнуть к нападению на курдские силы, которые США длительное время поддерживали. Эрдоган считает курдов, союзников в борьбе с ISIS, «ответвлением курдских террористов», стремящихся к автономии (или отделению) курдов в Турции.
Так что удар Турции по курдским отрядам — вполне вероятное развитие событий, но возможны варианты.
Курды имеют достаточно сильные пехотные отряды. Разбить их быстро не получится, а длительные военные действия турок против курдов вызовут реакцию союзников, которая Эрдогану скорее всего не понравится. Авиационная и, если нужно, ракетная поддержка курдов никуда не делись. Конечно им бы лучше, чтобы американцы не уходили, но… не судьба.
В сложное положение попадает иорданский короля Абдалла II. У него слабый, неустойчивый трон. Наиболее надежны бедуины и черкесы (потомки тех 250 тысяч горцев Кавказа, что были изгнаны из родным мест в ходе Кавказской войны 1817-1864 и расселены по Османской империи). Из черкесов состоит личная охрана короля. Но и черкесов, и бедуинов мало, а вот беженцев из Сирии много — около полутора миллионов. Больше половины населения — палестинские арабы, особой лояльностью не отличающиеся. Потому в Иордании резко возросла сила исламистских партий. «Исламский фронт действия» (политическое крыло организации «Братья-мусульмане»), пытается свергнуть режим короля Абдаллы II. Король под давлением исламистов стал позволять себе угрозы в адрес Израиля, вмешиваться во внутренние дела под прикрытием «защиты святынь», а эта риторика очень инерционна, запустив ее, остановить сложно.
И вот тут вдруг, в связи с выводом американского контингента из Сирии, наиболее перспективным союзником против внешней угрозы оказался Израиль. Да, неприятно. Вот и появилась риторика про то, как «американцы всадили нож в спину Иордании».
Так что теперь чтобы отстоять своё королевство, придётся перестраиваться.
В регионе кроме США действуют отряды Франции и Англии. Если о присутствии американских военных информация была в открытой печати, то о Франции и Англии известно мало.
Недавние фотографии, опубликованные американскими военными, демонстрируют бо́льшую роль Франции в Сирии, чем предполагалось ранее.
«Сегодня у нас есть подтверждение прямого участия французского спецназа в этом регионе…»
— заявил французский журналист и аналитик Вассим Наср в официальном сообщении, отметив, что фотография была сделана в прошлом месяце и что первый такой конвой был замечен в регионе в июне.
Французский бронетранспортер Nexter Aravis используется только войсками Франции и Саудовской Аравии, но саудовцы, несмотря на настойчивое предложение президента Трампа, не участвовали в операциях в Сирии. Французские бронетранспортеры Nexter Aravis были ранее отмечены в других районах Сирии, находящихся под контролем Сирийских демократических сил, в основном курдского альянса, таких как город Манбидж, но на фото французский бронетранспортер находится на передовой линии огня.
Министр по европейским делам при министре иностранных дел Франции Натали Луазо заявила 20 декабря, что, несмотря на решение США вывести свои войска из раздираемой войной страны, Франция сохранит свои силы в Сирии.
— цитирует французского министра слова Hurriyet Daily News.
«На данный момент, конечно, мы остаемся в Сирии, потому что борьба с Исламским государством имеет существенное значение…»
А Агнес фон дер Мюлл, представитель министерства иностранных дел Франции, заявила, что Париж попытается «обеспечить безопасность» сирийских курдов, которые были союзниками в борьбе с ISIS.
Есть мнение, что решение Трампа это подарок Ирану и России.
Это очень похоже на подарок, но только до открытия упаковки, когда его доставил почтальон, и мы потираем руки в предвкушении чего-то необычного.
Откроем упаковку.
Мы видим уничтоженную страну, превращенную в груды битого камня, где о промышленности и сельском хозяйстве в ходе войны просто забыли. Видим страну, откуда бежало население, а те, кто остались озабочены, как выжить. А выжить помогает способность выстрелить первым.
Чтобы подарку порадоваться, нужно сначала убрать боевиков, разоружить все неправительственные войска, расчистить завалы, восстановить разрушенную инфраструктуру, наладить, построить… А по общему правилу, тот, кто контролирует территорию, и обязан ее восстанавливать и содержать.
Армию можно разбить. Этому научились. Но как разбить бесчисленных одиночных малоуправляемых боевиков? В России это называется «зачистка». Но зачистка какого-нибудь черкесского аула в начале девятнадцатого века или чеченского в конце двадцатого, отличается всё же от зачистки целой большой страны в наше время. Боевиков придется вылавливать поштучно. И что с ними делать потом? При том, что они ничего, кроме как стрелять, не умеют…
Чтобы превратить Сирию во что-то приемлемое необходимо вливать туда миллиарды, миллиарды и миллиарды. Вопрос — чьи? Вряд ли это смогут Иран и Россия, а монархии Персидского залива вряд ли захотят.
Да и в товарищах согласье выглядит сомнительным, много внутренних противоречий. И пока война, они союзники, а если войны нет, то дележ бенефиций скорее всего станет «яблоком раздора».
В общем, все это выглядит подаренной проблемой.
В Израиле отношение к выводу американцев из Сирии спокойное.
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу сказал, что решение президента США не изменит нашей традиционной политики в Сирии. Мы продолжим действовать против иранского военного присутствия и, если потребуется, расширим там наши действия. Для обеспокоенных:
«… наше сотрудничество с США продолжается в полной мере и реализуется во многих сферах: в оперативной сфере, сфере разведки и в других».
Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Гади Айзенкот отметил, что:
«… Эвакуация американских сил из Сирии — значительное событие, но не стоит преувеличивать его значение. Десятилетиями мы справлялись в одиночку. ЦАХАЛ действовал независимо в течение всего этого периода, включая и последние 4 года, когда там присутствовали силы США и России».
Айзенкот отметил, что иранская угроза не только в возможности обладания ядерным оружием, но и в стремлении создать коридор через Ирака, Сирию и Ливан. В мае, в ответ на силовое противодействие созданию такого коридора, Иран решил показать Израилю свою силу.
Это произошло в ночь с 9 на 10 мая, когда иранцы решили провести мощную ракетную атаку. Но «разведка доложила точно», и ЦАХАЛ нанёс ракетные удары по позициям ПВО, радарным станциям и складу боеприпасов. Айзенкот сказал:
«Мы создали активный оборонительный потенциал и в конце дня им удалось осуществить лишь половину запланированных ракетных пусков (20 ракет) без ущерба для Израиля».
Он добавил, что израильские военные самолеты уничтожили «почти всю» военную инфраструктуру Ирана в Сирии, особо отметив, что ни одна из иранских ракет не достигла цели.
Для жителей Дамаска это была бессонная ночь.
Это иллюстрация того, что Израиль умеет решать проблемы самостоятельно. За время семилетней гражданской войны в Сирии, израильские ВВС нанесли сотни авиаударов по территории своего северного соседа, чтобы не дать Ирану закрепиться возле своей границы — и не допустить попадания оружия через территорию Сирии в руки «Хизбаллы».
После ухода американцев из Сирии в действиях Израиля ничего не изменится.
С этим не согласился Авигдор Либерман. Он вспомнил, что недавно был министром обороны и заявил, что вывод американских войск резко повышает вероятность широкомасштабного военного противостояния на северных границах Израиля.
С такой оценкой сложно согласиться. Конфликт возможен уже много лет и не зависит от решения президента США. Иран наращивал свое присутствие в Сирии вообще и у границ Израиля в частности, доставлял оружие Хизбалле и делал это в те семь лет, что американцы были в Сирии. А ЦАХАЛ их регулярно уничтожал. Все это происходило до того, как было принято решение Трампом, и никак с ним не связано. Если Хизбалла с иранской помощью продолжит усовершенствовать свои ракеты, то придется их уничтожать снова.
Собственно Натанияху так и сказал в заявлении для СМИ 20 декабря:
«Мы продолжим принимать решительные меры против попыток Ирана закрепиться в Сирии. Ни в одном из этих секторов мы не намерены сокращать наши усилия, напротив — мы будем их активизировать, и я знаю, что мы делаем это при полной поддержке США».
P.S.
Я не стал предсказывать развитие событий, не стал описывать, «что будет, на чем сердце успокоится» в связи с выводом двух тысяч американских военных и как президент Трамп будет действовать после этого в Сирии. Не стал и подробно описывать сценарий противостояния курдов и Турции.
Почему? Клемансо не рекомендует.
«Предсказывать нужно только то, что уже произошло…»
— учил он журналистов. Вот я и последовал его совету. Но Юрию Князеву Клемансо не указ, он это будущее описал в достаточно убедительной статье: «Трамп заигрывает с Турцией, но войска США останутся в Сирии». Она, безусловно, основана на предположениях, но его прогноз выглядит вполне вероятным. Рекомендую.
Главное, помнить слова Столыпина:
«В политике нет мести, есть последствия».
Leave a Reply