Накануне поездки в Шанхай Путин заявил, что отношения России с Китаем – наилучшие за всю историю. Визит Путина в Китай, который пройдет на фоне осложнения отношений с Украиной символичен также и тем, что он проходит в начале новой экономической эпохи России — ухода от Запада и переориентации на новые источники экономических связей на Востоке. Единственным источником экономического развития для себя в этой ситуации Путин видит союз с Китаем. Но Пекин, традиционно осторожный в оценках, пока не делает больших заявлений, выжидая более жесткой конфронтаци между Россией и США.
Виталий Рождаев
Пока все идет по плану китайского правительства, которое со стороны наблюдает за обострением. Россия попадает во все большую изоляцию, но еще недостаточную, чтобы полностью развернуться на Восток. Однако можно констатировать сближение политической позиции России и Китая, которая в скором времени выльется в активной поддержке китайских политических вассалов Россией, в первую очередь Северной Кореи. Почва уже готовится. Видимо последуют и другие шаги навстречу друг другу, в частности — активизация БРИКС, с поправкой на новые реалии.
В целом риторика Кремля сейчас направлена на развитие дружеских отношений с Китаем, видя в этом спасение для экономики. Китай так же видит для себя экономические перспективы, но и про политические не забывает. Запад же постепенно сворачивает свои инфарструктурные проекты в Китае, прекращая консервацию промышленности на своей территории, а также разворачивая собственные энергетические комплексы. Китай понимает, что интересы Европы и США на Ближнем Востоке будут расширяться, и вероятность того, что Китай удержит в своих объятьях Иран маловероятна на фоне последних событий. Отсюда переориентация на Россию, которая испытывает уже сейчас сложности в развитии. Риторика же по БРИКС больше похожа на подыгрыванию Кремлю, поскольку эта организация несет в себе мого противоречий по линии Индия-Китай, а также аморфность, заложенную изначально. На этом фоне Бразилия остается формальным участником организации не нарушая своих договоренностей с США.
Российская пресса радостно отмечает: «Россия выстроила прочную «ось дружбы» с государством, чья экономика, по оценкам Всемирного банка и Международного валютного фонда, уже в этом году станет крупнейшей в мире, обогнав по этому показателю США. Уровень двусторонней торговли между Россией и Китаем приблизился к 90 млрд долл. (для сравнения: объем торговых отношений России с США – 27,7 млрд долл.). Цель России – увеличить к 2020 году товарооборот до 200 млрд долл.» Однако упуская, что из США Россия получает наукоемкие технологии, а из Китая в лучшем случае айпады. Китай и в дальнейшем будет стимулировать именно такие отношения.
По словам Юрия Ушакова, помощника российского президента, к поездке Путина в Шанхай готовится «фантастический пакет документов». В «багаже» российского лидера – 43 соглашения, около трех десятков документов будут подписаны только за эту встречу.
Помимо уже упомянутой договоренности о создании дальнемагистрального самолета, ожидается заключение соглашения о разработке тяжелого вертолета для нужд китайских военных и гражданских структур – модернизированного Ми-26, способного перевозить грузы до 15 тонн. Россия, таким образом, готова начать трансфер технологий авиационного производства, хотя ранее Китай зачастую прибегал к созданию нелицензионных копий российских самолетов. В составе делегации, которая сопровождает Путина в поездке в Шанхай, – вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. Все выглядит помпезным, но пока это только заявления. Пекин же опеределнно намерен больше получить чем дать. При этом в Пекине понимают, что им выгодно не подпмсать сейчас договора с Россией, а подписать осенью, когда Россия будет более сговорчива. А еще лучше — в следующем году.
Китай более сдержан, понимая, что игра идет на его доске. «Внешняя политика Вашингтона предоставляет Москве и Пекину новую возможность для развития сотрудничества, констатировал накануне поездки Путина в Шанхай китайский дипломат, бывший посол КНР в РФ Лю Гучан. Ранее, по итогам встречи с вице-премьером Госсовета Китая Ван Яном. » — пишет газета «Взгляд». Интерес Китая — энергетика и присутствие на Дальнем Востоке и в Сибири, внедрение свои специалистов и заводов. Главная же задача этого гигантскго госдарства — создание связей по образцу политики США, когда экономическое влияние становится доминирующим в политических отношениях. И Пекин, похоже, этого с успехом достигнет уже в 2015 году.
Сейчас, разыгрывая карту России все более явной становится линия водораздела между двумя крупнейшими государствами планеты. Китай остается в Азии. США остается в Европе и на ближнем Востоке. Украина становится элементом европейской безопасности в этом случае. А вот Россия уже разыграна и похоже визит Путина только укрепит эту ситуацию. Китай, понимая, что проросийская Украина усилит возможности Кремля как переговорщика, соблюдает нейтральную позицию в славянском кризисе, больше выжидая. Понимая, что с уходом президента Обамы, новая американская администрация окажет большую помощь Украине, Пекин не стремится ввязываться в кризис, но тем не менее благосклонно относится к конфликту по оси Кремль-Вашингтон, что для Китая крайне выгодно. И все идет по плану, поскольку у Путина уже выхода нет кроме, как попасть в объятия китайской экономики. Но «лучше позже, чем сейчас». Поэтому в Пекине мы сейчас ожидает больше политических заявлений, чем конкретных шагов. Но для видимости Китай все же что-то подпишет, предлагая лакомый сыр для кремлевских чекистов.
Но нам следует ожидать в ближайшем будущем расширения технологического и энергетического сотрудничества между Китаем и Россией. Также ожидается и расширение сырьевого базиса Китая. Утверждение, что Россия окажет помощь Китаю в военных технологиях кажется малоубедительным, поскольку Китай уже сейчас имеет технологический базис получше чем его северный сосед. Да, Пекину интересны технологии России, но небольшое число в ограниченном количестве. Более интересны ему территория, сырье и поставки нефти и газа. С случае обширных договоренностей с Путиным в области энергетики, парвительство Китая будет стремиться сохранить собственную добычу нефти и газа как стратегический резерв по примеру США. Что же касается сырья, то здесь возможны договоренности еще большей стратегической важности. Впрочем Китай пока не арскрывает всех карт, ожидая дальнейших событий уже в начале 2015 года, когда экономические связи между Россией и Западом станут менее обязующими чем сейчас. По мнению аналитиков, вопрос «железного занавеса» Кремль уже решил для себя. При этом ситуация видится такой, что и США и Китай также между собой все уже решили. Дальше как говорят — «запасаемся поп-крном и ждем».
Leave a Reply