Как СССР хотел помочь Аргентине во время Фолклендской войны против Британии


В середине апреля 1982-го Пентагон и министерство обороны Великобритании подготовили совместный план резкого усиления военно-политического давления на СССР. Делалось это на тот случай, если Москва решится на военную или хотя бы военно-техническую помощь Аргентине.

Как известно, в то время между англичанами и аргентинцами шли военные действия после вторжения Аргентины в начале апреля 1982-го на Фолклендские (аргентинское название – Мальвинские) и примыкающие к ним острова, оккупированные британцами с середины 1830-х гг.. Лондон тогда осуществил широкомасштабную военную операцию за рубежом с целью восстановления британской колониальной власти на этих весьма отдаленных островах. По некоторым данным – из-за наличия там крупных ресурсов нефти и газа, а также ввиду имеющихся в том районе сверхсекретных подводных военных и разведывательных объектов Великобритании. Операция эта была осуществлена при поддержке Соединенных Штатов.

И, пожалуй, впервые после индокитайской войны и войны Судного дня (первая половина 1970-х гг.) СССР не решился оказать прямую помощь жертве агрессии.

Рассекреченная в 2010-2012-х годах часть военных и политических архивов США, Великобритании, Аргентины, Пакистана и «Талибана» показывает, что тот план был комплексным. А его реализация облегчалась сложной социально-экономической ситуацией внутри СССР и в его отношениях с рядом соседних государств (Основным фактором была советская политика в Афганистане, против которой фактически сплачивались в единый блок Пакистан, Иран, Турция, Саудовская Аравия, Китай, западные державы и подпольные группировки ультраисламистов в Узбекистане и Таджикистане).

Британская «Гардиан» периодически публикует выдержки из рассекреченных Архивом национальной безопасности США документов, касающихся британско-аргентинской войны за Фолкленды, острова Южные Сандвичевы и Южная Георгия. Из этих документов следует, например, что «…правительство Маргарет Тэтчер сразу было настроено очень решительно и практически не рассматривало возможность мирного урегулирования конфликта. Кроме того, в Вашингтоне опасались, что на стороне Аргентины может выступить Советский Союз. Поэтому администрация Рональда Рейгана приняла решение оказать правительству Великобритании существенную поддержку».
В частности, Лондону были предоставлены координаты дислокации аргентинских войск, полученные с американских военных спутников.

«Совершенно очевидно, – подчеркивалось в одном из писем тогдашнего госсекретаря США А. Хейга Р. Рейгану, – что она (Тэтчер) готова применить силу. Она непоколебима в своей решимости восстановить прежний статус-кво. Очевидно также, что она хочет, чтобы… любое решение включало в себя наказание противника».

По данным британской разведки, Москва якобы «была готова предоставить Аргентине военную технику в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам». И, если бы война приобрела затяжной характер, поддержка со стороны СССР могла стать единственным шансом для Аргентины.

Однако администрация США и американские корпорации, умело сочетая различные рычаги воздействия на Аргентину (от финансово-экономических до политических) предотвратили не только советско-аргентинскую военно-политическую «смычку», но и вынудили Буэнос-Айрес сократить поставки в СССР говядины и зерна по льготным ценам. Добились американцы и того, что соседи Аргентины объявили о своем нейтралитете, а чилийцы, например, перестали претендовать на пять британских южнотихоокеанских островов Питкэрн, расположенных вблизи чилийского острова Пасхи.

Но насколько эти оценки в отношении СССР объективны? Во всяком случае, многие аргентинские аналитики утверждают, что аргентинско-советский союз был предотвращен под давлением США задолго до Фолклендской войны. Что касается британско-американского плана по предотвращению возможного участия СССР в войне Аргентины с англичанами, он вводился в действие, повторим, с начала-середины апреля 1982-го. И был согласован с основными союзниками Вашингтона и Лондона в тот период.

Основные положения плана:

1. Стимулирование терактов и сепаратизма в Таджикистане и Узбекистане. Уже в феврале-апреле 1982-го в этих республиках, с помощью афганских моджахедов, а также британских, американских и пакистанских спецслужб была расширена сеть ультраисламистских группировок местных шовинистов – в частности, Хизб-ут-Тахрир, «Братьев-мусульман», «движений против советской оккупации Хивинского ханства, Кокандского ханства и Бухарского эмирата», «комитетов поддержки борьбы Афганистана», «Альянса за освобождение Памира».
Планировался, к примеру, взрыв Нурекской ГЭС в Таджикистане – одной из крупнейших в Азии. Участились разного рода антисоветские и антирусские акции. Причем прямую или косвенную помощь этим группировкам оказывали либо спецслужбы, либо «неправительственные гуманитарные фонды» Пакистана, Ирана, Китая, Турции, Саудовской Аравии, Иордании.
(Противодействовать некоторым операциям такого рода СССР помогали спецслужбы Сирии, Индии, Северного (ЙАР) и Южного (НДРЙ) Йемена. Но ситуация в регионе, естественно, сдерживала внешнеполитическую активность Москвы. Тем более, в отдаленных Южной Америке и Южной Атлантике.)

2. Резкое усиление ВВС и ВМС США и Великобритании, в том числе за счет оружия дальнего радиуса действия, на британском архипелаге Чагос (в центре Индийского океана), британском Гибралтаре и на британских территориях на Кипре. Были подготовлены варианты «замораживания» или замедленного пропуска советских ВМС через Гибралтарский пролив (между Атлантикой и Средиземноморьем).
Были также усилены британские ВМС и ВВС на островах, принадлежащих Великобритании в Западной и Южной Атлантике (Ангилья, Бермудские, Виргинские, Монтсеррат, Святой Елены, Вознесения, Теркс и Кайкос).

3. Готовился «коллективный» запрос в ООН, объединяющий положение в Афганистане с «советской оккупацией Хивинского, Кокандского ханств и Бухарского эмирата».

4. Усиливалось давление на Москву по всем направлениям. А именно: в апреле-мае произошло усиление военной напряженности на сирийско-израильской линии прекращения огня (1973-й год). Израиль же стал чаще вторгаться в Ливан (чтобы сковать Москву и Дамаск в этой ситуации). В то же время участились американо-южнокорейские провокации против КНДР, которая, напомним, была связана с СССР договором о военной взаимопомощи от 1961-го года.

5. США и Великобритания в апреле-мае 1982-го сорвали заключение некоторых контрактов по известному советско-западноевропейскому проекту «Газ-трубы».

6. Соединенные Штаты увеличили численность своих войск и усилили их вооружение на соседних с СССР Алеутских островах. То же самое было сделано на американских базах в Испании, Португалии, в Гуантанамо (юго-восток Кубы), на Окинаве (юг Японии), Филиппинах, на принадлежащих США Пуэрто-Рико, Гавайях, части Виргинских островов и в зоне Панамского канала.

7. Продолжался подрыв Варшавского договора «изнутри». А именно: Румыния, которая критиковала политику СССР по многим вопросам, включая афганский, с весны 1982-го стала получать от Запада значительную помощь в деле создания румынского атомного оружия.

Возможно, все эти обстоятельства и не позволили СССР впрямую поддержать Аргентину в Фолклендской войне.

Москва также ограничилась лишь заявлениями ТАСС и МИДа в связи с оккупацией Израилем Ливана, кровавой израильской бойней в ливанских лагерях Сабра и Шатила, потоком арабских беженцев из Палестины и последовавшим вслед за этим вводом в Ливан войск США и Франции (июнь-сентябрь 1982-го года).

Тем не менее, британские СМИ в 1980-х гг. утверждали, что советские спутники «Космос-1345» и «Космос-1346», запущенные 31 марта 1982-го года (между прочим, в канун Фолклендской войны), следили за ситуацией вокруг Фолклендских островов, в том числе за передвижениями британского флота. И полученная информация якобы передавалась через Кубу аргентинскому командованию. Указывалось также, что сведения, получаемые после облетов советскими самолетами-разведчиками британских ВМС, направлявшихся в район конфликта, тоже передавались аргентинцам. 14 мая 1982-го года в советский МИД был срочно вызван посол Великобритании в СССР Кертис Кибл. Ему был выражен протест по поводу того, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».

Так или иначе, советские самолеты дальней разведки Ту-95, базировавшиеся на аэродромах Конакри (Гвинея) и Луанды (Ангола), наблюдали за направлявшимися на юг Атлантики британскими кораблями, но не приближались к конфликтным островам. По воспоминаниям пилота разведывательной авиации подполковника Георгия Бульбенкова, «по Южной Атлантике от Бискайского залива мы англичан вели, как только их армада собралась и пошла на Фолкленды». И, по данным Г. Бульбенкова, нашим авиаразведчикам пришлось и «провожать» британскую эскадру обратно (во второй половине мая) после разгрома аргентинских войск на Фолклендах и примыкающих к ним островах.

Незадолго до этого, 24 апреля, было распространено официальное сообщение информационного агентства Анголы — АНГОП. В нем указывалось, что Ангола «…решительно опровергает появившиеся в лондонской печати сообщения о том, что на ангольской территории, якобы, имеются базы разведывательных самолетов, полеты которых были замечены близ кораблей ВМС Англии, следующих в направлении Фолклендских островов. Эта информация корреспондента газеты «The Daily Telegraph», находящегося на одном из кораблей, была немедленно подхвачена некоторыми западными информационными агентствами для распространения измышлений о том, что упомянутые самолеты имеют базу в окрестностях Луанды». Причем специально отмечалось, что «на ангольской территории нет иностранных военных баз».

Однако советское оружие Аргентина в тот период всё же использовала. 10 мая 1982-го года аргентинский министр иностранных дел Коста Мендеса заявил в своей беседе с госсекретарем США Александром Хейгом, что его страна «может обратиться за военной помощью к СССР». Информация просочилась в прессу и вызвала сенсацию на Западе.
Аргентинцы с просьбами продать им советское вооружение обращались к нам и раньше. Последний раз – в разгар территориального спора с пиночетовской Чили (из-за ряда приантарктических островов) в конце 1970-х гг.. В СССР приезжали тогда две делегации аргентинских военных. Они осматривали советские зенитные установки, но закупить их в Буэнос-Айресе не решились.

Тем временем 15 мая о своей готовности оказать военную помощь Аргентине заявила Перу – единственная страна Южной Америки, покупавшая вооружение в СССР и Восточной Европе (включая истребители МиГ-23), в том числе через Кубу. Перу планировала продать Аргентине советские истребители или самолеты–разведчики по бросовой цене, но сделка не состоялась из-за того, что война с британцами оказалась слишком скоротечной.

И всё же советские ПЗРК «Стрела» (по классификации НАТО – SAM-7), в чем впоследствии признавались сами аргентинцы, они в конфликте использовали. К ним это оружие поступало из Перу, ибо Куба находилась и находится под тщательным радиоэлектронным «присмотром» Вашингтона и Лондона, осуществляемом с соседних островов США и Великобритании.

Таким образом, СССР все-таки оказал Аргентине косвенную помощь. На большее рассчитывать было трудно, и не только из-за вышеупомянутого американско-британского плана, но и в связи с обострением социально-экономических проблем в Советском Союзе

Источники:
— «Россия – СССР – Аргентина: 100 лет отношений», М., 1985
— «Вritish-Сhilean dispute», Adamstown (Pitсairn), 1984
— Г.К. Мардоньес «ЦРУ без маски», М., 1980.
— «Экономические отношения СССР и стран СЭВ с Западом», М., 1984

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>