В рамках проекта «Возможные сюрпризы» аналитик берлинского института SWP Марсель Дикков смоделировал конец всемирной сети в ее нынешнем виде и раскол на интернет и «ЕвразияНет», пишет «Немецкая Волна».
В декабре 2018 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент России официально объявит о расколе глобального интернета и появлении отдельного сегмента — «ЕвразияНет». Таков один из сценариев ближайшего будущего, разработанных учеными берлинского Фонда науки и политики (SWP). В рамках проекта «Возможные сюрпризы», о котором DW уже писала, эксперты этого научного центра, консультирующего парламент и правительство Германии, ЕС, НАТО и ООН, представили 11 сценариев тех шагов, которые Россия теоретически могла бы предпринять в обозримом будущем.
В предисловии к опубликованному в середине лета 2016 года сборнику его составители подчеркивают, что представили не прогнозы и не предсказания, а смоделированные на основе имеющихся тенденций варианты возможного развития событий, к которым, однако, следовало быть готовым политикам в Германии и ЕС. «Речь идет не о том, чтобы выдумать ситуации, а о том, чтобы додумать уже имеющиеся структуры и тенденции», — пишут во вступительной статье составительницы сборника Сабине Фишер (Sabine Fischer) и Маргарете Кляйн (Margarete Klein).
Россия без глобального интернета
Автором гипотетического сценария о конце единой глобальной сети является эксперт SWP Марсель Дикков (Marcel Dickow). Он предполагает, что в «ЕвразияНет» будут действовать свои технические и правовые стандарты, а также вытекающие из них политические реалии. Создадут отдельный сегмент Сети Китай, Россия и Индия. В качестве некой умозрительной игры автор допускает, что летом 2017 года из ставших известными российских секретных документов выяснится о начавшемся процессе новой стандартизации IT-оборудования в России.
В том же году Москва заявит о выходе из «Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами» (ICANN), международной некоммерческой организации, созданной для урегулирования вопросов функционирования мирового интернета. Одновременно Россия вместе с Китаем и Индией подаст заявление в Международный союз электросвязи (ITU) — специализированное учреждение ООН — с предложением повысить роль государств в принятии решений, касающихся всемирной сети. На практике это будет означать отстранение некоммерческих, неправительственных и научных организаций от решения основных вопросов, связанных с интернетом.
Со своей стороны Китай — при поддержке России — будет на техническом уровне блокировать внедрение протокола HTTP 2.0 — более надежного варианта протокола передачи данных для доступа в интернет. А китайские правительственные источники заговорят уже о сегменте Сети с названием «ЕвразияНет», построенному по иерархическому принципу и полностью отделенному от глобальной сети.
В то же время станет известно о том, что Россия приступила к смене телекоммуникационного оборудования на своей территории — с произведенного американскими фирмами на китайское. Летом 2018 года российский президент в интервью заявит, что в сотрудничестве со своим восточным соседом его страна преодолеет технологическое отставание от Запада. В это же время на основных телекоммуникационных узлах страны будет установлено китайское оборудование, не работающее с новыми западными протоколами, а поддерживающее только старый протокол HTTP 1.0 или нестандартизированные протоколы.
Без китайской техники — никуда
«ЕвразияНет» был бы прежде всего инструментом внутриполитического давления, с помощью которого участвующие в этом проекте государства достигали бы двух целей: повышения контролируемости гражданского общества и уменьшение влияний на него извне», — пишет в своей гипотезе Марсель Дикков.
«В руководстве этих стран считают, что опасность представляют прежде всего реформаторски ориентированные движения, вроде организаторов «цветных революций» в Грузии и на Украине. Ведь они как раз использовали коммуникативные каналы интернета — прежде всего социальные сети — для мобилизации своих сторонников», — поясняет автор гипотетического сценария.
Другие выгоды, на которые, вероятно, будут рассчитывать государства-участники отдельного сегмента Сети, могут иметь экономический характер. Создание конкурента интернету может стать попыткой сломать доминирование американских технологических фирм на мировом рынке. Дикков, однако, оговаривается, что это в основном касается Китая, а России для достижения таких целей нужно будет опираться на китайскую технологическую мощь.
Сотрудничество обеих стран здесь вполне возможно, пишет автор гипотезы, так как их власти «заинтересованы оказывать влияние на техническое развитие в телекоммуникации и с помощью этого влияния ограничивать права человека, а также и свободу слова и мнений в виртуальном пространстве».
Впрочем, автору гипотезы SWP вполне присущ реализм. Так, он тут же оговаривается, что курс на разрыв с западным миром «будет находиться в противоречии с экономической политикой, которую Китай проводил до сих пор, делая упор на развитие глобальной торговли».
Реальные выводы из гипотетической ситуации
Да и выводы из своего сценария автор предлагает сделать вполне реалистичные. Так, правительству ФРГ Марсель Дикков рекомендует твердо стоять на страже базовых ценностей интернета — равные права в Сети, свободный доступ для всех, открытость, защита личных данных. Кроме того, Берлину стоит помочь другим странам ЕС, а также государствам Африки, подняться на более высокий технологический уровень.
Имеет смысл также попытаться донести до партнеров в Москве, что шанс реформировать устаревающую экспортно-сырьевую модель российской экономики связан как раз со сферой свободной и максимально открытой цифровой индустриии. А чтобы интернет мог оставаться именно свободным и открытым, требуются усилия по борьбе с киберпреступностью и ограничения на слежку в Сети со стороны государств и спецслужб.
Leave a Reply