Ивице Тодоричу понадобился 41 год, чтобы построить империю, которая теперь составляет почти шестую часть экономики Хорватии.
Его главному кредитору — российскому ПАО «Сбербанк» — хватило всего двух месяцев паники на рынке, чтобы решить, что Тодоричу пора уходить.
История крупного производителя продуктов питания и ретейлера Agrokor d.d, семейного бизнеса Тодорича, является классическим примером беспорядочного заимствования на развивающемся рынке. Она приобрела государственный масштаб, так как в руках Сбербанка оказалась судьба самого крупного предприятия страны-члена Европейского союза и НАТО.
Самый сильный тревожный звонок прозвенел в январе, когда Agrokor объявила, что не может занимать на привлекательных условиях: это привело к срочному сбросу бондов компании их держателями, которые и без этого уже начинали сомневаться в способности Тодорича выполнить свои обязательства перед инвесторами и поставщиками на 5,7 миллиарда евро ($6,2 миллиарда).
«Все произошло очень быстро, — сказал Лутц Роймейер, управляющий в Landesbank Berlin Investment GmbH, в портфеле которого есть облигации Agrokor. — Тодорич упустил несколько возможностей, чтобы поставить компанию на более прочную финансовую основу. Сбербанку пришлось вмешаться, чтобы сохранить компанию».
Сбербанк бросился спасать свои инвестиции на один миллиард евро, предложив Тодоричу помощь в погашении долга перед рядом поставщиков его супермаркетов. Однако теперь, когда масштаб проблем Agrokor становится яснее, Сбербанк требует отстранения Тодорича от дел в качестве условия для спасения компании.
Намерения российского банка вызывают беспокойство в Хорватии, которая вызвала гнев Кремля, проголосовав за санкции ЕС в отношении России из-за событий на Украине, а также своими напряженными отношениями с Сербией, ближайшим союзником РФ в регионе. Agrokor — не только крупнейший работодатель в стране с населением 4,2 миллиона человек, но и самый большой владелец сельхозземель.
Российская угроза
Посол России в Загребе, похоже, подтвердил опасения инвесторов о российском вмешательстве в дела Европы, когда предпринял в феврале необычный шаг: публично напомнил Agrokor о ее долге перед Сбербанком и ПАО «Банк ВТБ», вторым по величине кредиторе хорватской компании.
Глава Сбербанка Герман Греф предпринял во вторник такой же необычный шаг и подверг публичной критике действующего посла, заявив, что он «вышел за пределы своей компетенции», а его комментарии вызвали «серьезные колебания на рынке». Греф также опроверг сообщения о том, что Сбербанк хочет воспользоваться ситуацией, чтобы «захватить» Agrokor, сказав, что те, кто так думает, вероятно, «больны всевозможными маниями».
‘Бизнес — это бизнес’
В четверг Министерство иностранных дел в Москве опубликовало заявление о том, что Россия поддерживает укрепление связей с хорватскими компаниями, в том числе Agrokor, а высказывания посла были неправильно поняты.
По словам Александра Пивоваренко, специалиста по Балканам в Институте славяноведения РАН, Сбербанк попал в неловкое положение, потому что Россию постоянно обвиняют в попытке «подрывать» регион посредством инвестиций. «На самом деле, бизнес — это бизнес, а политика — это политика», — сказал он.
Правительство Хорватии, по-видимому, верит Грефу на слово и поддерживает усилия по спасению компании с выручкой около $7 миллиардов в год, легионом поставщиков и 60 тысячами сотрудников, даже несмотря на риск, что Сбербанк может получить большее влияние над экономикой страны.
Пресс-секретарь Agrokor и Тодорич не ответили на звонки и электронные письма с просьбой прокомментировать ситуацию с руководством компанией и переговорами с кредиторами. Представитель хорватского правительства отказался комментировать переговоры или роль российских банков.
Leave a Reply