Германия намерена отказаться от газа и угля с РФ



Пока Россия продает рекордные объемы газа и угля в Европу, однако ситуация вскоре может измениться сразу по двум причинам. Во-первых, новое правительство Германии собирается увеличить долю возобновляемой энергетики к 2030 году до 65%. А во-вторых, транзитный конфликт с Украиной грозит России потерей доли на европейском рынке. Об этом предупреждают эксперты агентства Standard&Poor’s.

Немецкая Deutsche Welle сообщает об одобрении коалиционного договора между консервативным блоком Христианско-демократического и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Одобрение этого 177-страничного документа превратило его в официальную программу нового правительства Германии, пишет DW.

В новой программе заметная роль отводится в ускоренном отказе от ископаемых энергоносителей и в форсированном развитии возобновляемой энергетики ради защиты окружающей среды и глобального климата. В частности, в главе «Энергетика» экономического раздела программы говорится о том, что необходимо «стремиться к 2030 году довести долю возобновляемой энергетики примерно до 65%». Речь фактически идет об удвоении этой доли всего за десять с небольшим лет, подчеркивают в DW, напоминая, что по итогам 2017 года доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в немецкой энергетике достигала всего 33-36%.

Очевидно, для реализации этих целей новое правительство ставит задачу уже в 2019-2020 годах увеличить генерирующие мощности «как ветропарков на суше, так и фотовольтаики соответственно на 4 гигаватт», пишут немецкие СМИ. Заметим, восемь гигаватт дополнительной мощности равны приблизительно 7-8 атомным электростанциям.

Кроме того, одним из элементов коалиционной программы должен стать «план поэтапного сокращения и прекращения использования угля в производстве электроэнергии». Это означает, что уже со следующего года Германия может начать активно закрывать наиболее старые и вредные с точки зрения выброса углекислого газа угольные электростанции, что сократит закупки угля, в том числе в России, делают вывод в DW. «Причем в течение десятилетия эти закупки могут полностью сойти на нет, поскольку в качестве возможной даты окончательного отказа от угля часто называется 2030 год. Так что у российских угольщиков долгосрочных перспектив на немецком рынке нет», – полагает издание. Впрочем, подобные планы идут вразрез с действительностью. С 2011 года поставки угля в страну только росли, напоминает DW.

Перспективы российских газовиков, судя по тексту документа, более неопределенные. «В главе «Энергетика» природному газу уделено минимальное внимание. Там, в частности, нет ни слова про газопроводы, тем более про «Северный поток-2», – замечают немецкие СМИ.

Ясно одно – новое правительство делает ставку на сокращение энергопотребления. В частности, до 2050 года оно должно быть сокращено на 50%. «Достижение столь амбициозной цели должны обеспечить энергосбережение и повышение энергоэффективности во всех сферах жизни.Это – плохая новость для «Газпрома», который, обосновывая, к примеру, необходимость «Северного потока-2», исходит из растущего или хотя бы стабильного энергопотребления и, в частности, использования природного газа в Германии и в целом в ЕС», – замечают немцы.

Впрочем, эксперты «НГ» не склонны драматизировать ситуацию. «Позиции российского ТЭК в Европе пока достаточно устойчивы, спрос на газ в Европе растет, и «Газпром» занимает 34 % рынка. В целом, российский ТЭК все еще высоко ценится в Европе, не смотря на ее устремленность в новое «зеленое» будущее», – замечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Тем не менее, продолжает он, России уже сейчас необходимо задумываться о том, что Европа в долгосрочной перспективе вполне может стать более независимой и зеленой, и сократить поставки российских энергоносителей.

Несмотря на цели Германии увеличить долю возобновляемой энергетики, пока паниковать и переживать о будущем российского ТЭК в Европе не стоит, соглашается замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева. «Во-первых, нарастить мощности за счет так называемых «чистых» источников энергии не так просто, это работа не одного года. Во-вторых, на это тоже нужны ресурсы, земельные, морские и материальные. Ветряки занимают определенную площадь, имеют ряд ограничений по размещению. В-третьих, экономика ЕС и Германии не стоит на месте и чем дальше, тем выше потребность Европы в российском газе», – рассуждает она.

«Наращивание доли ВИЭ до 65% – планы не только долгосрочные (аж до 2031 года), но и очень затратные, требующие колоссальных инвестиций», – замечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Зеленая энергетика – энергетика дорогая, а мы говорим о стране с самыми высокими в Европе ценами на электроэнергию, потребителями которой выступают не только рядовые бюргеры, но и промышленные предприятия, формирующие доходы государства от экспорта. По факту зеленая энергетика будет оплачиваться потребителями, поэтому в интересах правительства сделать переход в новую эпоху ВИЭ максимально мягким», – считает он, полагая, что без угля и газа такой переход невозможен.

Кроме того, напоминают эксперты, страна не торопиться и отказываться от угля. «Сейчас в ФРГ строится 23 новые угольные электростанции, реализуется программа по модернизации старых ТЭС», – рассказывает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Сегодня экспорт угля в ЕС составляет 56% от всего экспортируемого объема российского угля. Доля РФ на рынке угля в Европе составляет 32%», – добавляет Кокорева, не исключая, что в этом сегменте присутствие России может сократиться.

Очевидно, также не может не влиять на перспективы российского ТЭКа в Европе и разрастающийся конфликт между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом». Напомним, на прошлой неделе Стокгольмский арбитраж вынес решение по спору «Газпрома» и «Нафтогаза» по транзиту газа, которому обрадовались в Украине, но в штыки встретили на РФ (см «НГ» от 01.03.2018). Уже позднее «Газпром» и вовсе заявил, что расторгнет контракты с Незалежной, не дожидаясь их завершения в 2019 году (см «НГ» от 05.03.2018). Несмотря на это в «Нафтогазе» выступили с предложением привести контракты с «Газпромом» «в соответствие с нынешним украинским законодательством». Об этом, в частности, говорил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. По его словам, «Нафтогаз» готов к переговорам с «Газпромом», а, в случае неудачи, – к новому арбитражу. Кроме того, в украинской компании не видят оснований для разрыва контракта на транзит газа по территории Украины и надеются сохранить поставки как украинскому, так и европейскому потребителю. «С нашей стороны мы говорим о том, что мы не хотим отменять контракт на транзит ни в коем случае. Это наша принципиальная позиция», – говорит Витренко.

Между тем, отказ от транзитного соглашения с Украиной несет России ряд фундаментальных рисков, предупреждают аналитики международного рейтингового агентства Standard&Poor’s (S&P). «Отсутствие надежного транзитного соглашения несет риск для экспортных поставок и рыночной позиции «Газпрома», запустившего процедуру расторжения украинских контрактов», – уверены в компании. В частности, поясняют в организации, в долгосрочной перспективе сомнения клиентов относительно надежности поставок будут снижать привлекательность трубопроводного газа «Газпрома» в сравнении с другими видами топлива, а также альтернативными поставками газа, что в итоге может повлиять на решения регулирующих органов относительно планируемых Газпромом альтернативных маршрутов, отмечает агентство.

Тем не менее, S&P не ждет значительных перебоев в поставках «Газпрома» в Европу, где компания занимает треть рынка. «Насколько мы понимаем, несмотря на текущие разногласия, поставки газа через Украину в Европу будут продолжены… Европейским покупателям трудно найти замену «Газпрому», особенно во время наблюдаемых в настоящее время сильных холодов», – говорится в обзоре.

В тоже время, по мнению аналитиков, у Евросоюза появляется больше стимулов для решения вопросов, связанных со строительством трубопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». «Однако мы полагаем, что даже в случае успешного запуска новых газопроводов, украинский транзит может быть востребован для покрытия сезонных пиков и удовлетворения спроса некоторых потребителей», – говорят экономисты, полагая, что украинский вопрос «Газпрому» все равно придется решить. «Окончательно закрыть транзит через Украину, даже при условии запуска еще двух трубопроводов, не удастся», – подчеркивают в S&P.

Ольга Соловьева

oleg_leusenko

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>