Восьмое место в мире — «это звучит гордо», однако, если мы посмотрим на долю Израиля в общем объеме оружейных сделок, ситуация будет выглядеть несколько скромнее. Так, доля США, занимающих первое место, колеблется, по разным оценками, от 34 до 57 процентов, соответствующий показатель Израиля лишь 2,1 процента. Лидирующая пятерка — США, Россия, Франция, Германия, Китай. Далее идет группа стран, доля которых в общем оружейном экспорте колеблется между двумя и тремя процентами: это Италия, Япония, Южная Корея и Израиль.
Тем не менее, три израильские компании входят в состав ста крупнейших производителей оружия в мире. Это концерн «Эльбит» — 27-е место, авиаконцерн («Таасия ха-хавирит») – 32-е место и компания «Рафаэль» — 41-е.
На первых трех местах американские гиганты Lockheed Martin, Boeing и Raytheon. Самое успешное российское предприятие — авиастроительная корпорация — занимает 13-е месте.
По данным стокгольмского института стратегических исследований, опубликовавшего всеобъемлющий отчет об экспорте и импорте вооружений в мире, объем продаж оружия, произведенного в Израиле, возрос с 694 млн. долларов в среднем в год в период 2007-2014 годов до 1,26 млрд. долларов. В период до 2010-го года основным импортером израильского оружия была Турция, но после истории с паромом «Мави Мармара» Анкара постепенно свела объем закупаемого в Израиле оружия к нулю. И тогда на ее место пришли Индия и Азербайджан. Индия — самый крупный импортер оружия, Азербайджан же приобретал оружие практически только у Израиля.
Импорт оружия на Ближний Восток в целом увеличился в 2013-2017 годах в два раза (на 103 процента). В этот регион поступает около половины вооружения, экспортируемого США.
В целом по миру объем сделок по купле-продаже оружия возрос на 10 процентов. В отчете стокгольмского института отмечается, что уровень продажи оружия в мире достиг максимума со времен «холодной войны».
Это, может быть, радует производителей вооружения, чьи прибыли растут, однако никак не может радовать простых смертных, потому что, благодаря сногсшибательным успехам оружейных компаний смысл корня этого слова – «смерть» — становится все более реальным.
Зеэв Аврон, «Детали».
Leave a Reply