Бенно Штраухер | Еврейский народный дом |
Улица Бенно Штраухера и целых три (!) переулка имени многолетнего главы еврейской общины Черновцов и депутата австрийского парламента появятся в столице Буковины.
Пасынок купца Бенно получил прекрасное образование в Венском университете. Став д-ром права в 1880-м, он занялся частной практикой в Черновцах, одновременно участвуя в еврейской жизни города. В возрасте 30 лет был избран депутатом городского совета — евреи составляли тогда треть населения «маленькой Вены».
С самого начала общественной карьеры Штраухер требовал от австрийских властей официально признать еврейскую общину Буковины, предоставив всем этническим группам пропорциональное представительство в австрийском парламенте. Эта кампания была поддержана украинским лидером, депутатом Рейхсрата Юлианом Романчуком, что заложило традиции сотрудничества украинских и еврейских активистов Буковины.
С 1897 года Бенно Штраухер — один из наиболее известных депутатов-евреев верхней палаты австрийского парламента. Он выступает против сионизма, но исповедует необычную смесь немецкого либерализма и еврейского национализма. Со временем политик прекращает сотрудничество с местной немецкой общиной, реагируя на рост антисемитских настроений среди немцев Австро-Венгрии.
В 1905-м евреи империи аплодировали отповеди Штраухера бургомистру Вены — антисемиту Карлу Люгеру, призвавшему дискриминировать австрийских евреев так же, как их российских соплеменников. Защищая статус еврейского меньшинства на имперском уровне, Штраухер остается одной из ключевых фигур в Черновцах. В 1900 году его избирают в ландтаг Буковины, он входит в руководство Банка Буковины, местной Торгово-промышленной палаты, регионального школьного совета и т.п. Еврейская община в эти годы достигает максимального влияния — инвесторы и промышленники-евреи обеспечивают примерно 75% налоговых поступлений в казну города и почти 50% дохода всей провинции.
В 1903-м Штраухера избирают президентом Еврейской религиозной общины города, а в 1906-м он создает Национальную еврейскую партию. По его инициативе и активной поддержке в 1907 — 1908 гг. в Черновцах был построен Еврейский народный дом, ставший одной из визитных карточек города.
В 1904 году Штраухер председательствует в городском совете, где его сторонники контролировали 20 из 50 мест — в результате в Черновцах дважды избирали мэров-евреев. Сам он остался в памяти черновчан своей ролью в развитии города, сооружением Дворца юстиции, театра, нового железнодорожного вокзала и т.д.
Вокзал Черновцов, построенный при содействии Бенно Штраухера |
Он никогда не был догматиком — известно, например, что политик изменил свое отношение к идишу, который некогда считал жаргоном, но в 1908-м принял участие в подготовке первой международной конференции в Черновцах, посвященной этому языку. Вместе с тем Штраухер не поддерживал образование на идише, ратуя за школы на немецком, где преподавали бы учителя-евреи.
На еврейской улице Штраухеру противостоят как сионисты, так и социалисты, тем не менее он сохраняет свой депутатский статус и в буковинском ландтаге, и в парламенте Австрии.
С началом Первой мировой войны политик эвакуировался в Вену и, как и другие еврейские лидеры Австро-Венгрии, заявил, что победа над Российской империей принесет эмансипацию русским евреям. Кстати, что такое еврейские погромы в Черновцах впервые узнали в ходе наступления русских войск в 1914-м и 1916-м годах, тогда же многие местные евреи бежали в Чехию, а бургомистр города — еврей, д-р Сало фон Вайссельбергер, — был выслан в Россию.
Император Карл I евреям Черновцов: «Ваши единоверцы из-за своего патриотизма претерпели великие беды во время российского правления. Еврейское население очень патриотично. Мы этого никогда не забудем», австрийская открытка, 1917 |
Погромы прокатились и с вступлением в Черновцы румынских войск поздней осенью 1918 года. Межвоенная Румыния, в состав которой вошла Буковина, не отличалась толерантностью, и тем активнее Штраухер защищал права еврейского меньшинства. Несколько раз, уже в преклонном возрасте, он становился депутатом румынского парламента, где вступал в коалиции с представителями других этнических меньшинств.
В 1932 году в Черновцах торжественно отмечают 80-летие одного из самых влиятельных горожан, почетного гражданина — д-ра Бенно Штраухера. Но вскоре его постигают несчастья — умирает жена, а вслед за ней сын. В 1935-м он собирается было переселиться в Палестину, но все-таки остается в родном городе.
Еврейская община преподносит Штраухеру в дар квартиру на первом этаже особняка напротив университетского парка — в тихом центре Черновцов.
Самый известный еврейский политик Буковины прожил долгую жизнь и скончался 5 ноября 1940 года, когда Черновцы уже были заняты советскими войсками.
Похороны на старом еврейском кладбище прошли скромно и без подобающих почестей — усопший был социально чужд новой власти. На надгробии человека, чье имя почти полвека было известно всем на Буковине, высечено лишь три слова: д-р Бенно Штраухер.
Почести выдающемуся черновчанину были оказаны еще при жизни — так, в 1909-м в вестибюле Еврейского народного дома был установлен его бронзовый бюст, а на втором этаже — памятная доска, отмечавшая заслуги президента Черновицкой еврейской религиозной общины, депутата Рейхсрата и Буковинского ландтага, городского советника, и прочая, и прочая.
В советские годы о Штраухере забыли, не упоминались и его заслуги перед городом, а они немалы — от строительства новых жилых кварталов и знаковых для Черновцов объектов до упорядочения уличного движения и улучшения системы образования. Да и в годы независимости горсовету Черновцов понадобилось 27 лет, чтобы увековечить имя знаменитого земляка — зато сразу в названии улицы и трех переулков.
Leave a Reply