В начале 2016-го, астрономы Майкл Браун и Константин Батыгин сделали сенсационное заявление: за Плутоном может находится настоящая планета, которая в пять раз тяжелее Земли и чуть меньше по размеру, чем Нептун и Уран.
Главной проблемой стало обнаружение девятой планеты, поскольку она находится так далеко, что даже самому мощному земному телескопу Subaru придется потратить годы, чтобы отыскать ее в темноте на краю Солнечной системы.
Вместо того, чтобы тыкать пальцем в неизвестность, Браун и Батыгин проанализировали другие объекты астероидного облака, на которые оказывает сильное гравитационное воздействие возможная Девятая планета.
После трех лет исследований, ученые уточнили данные о загадочной планете и опубликовали результаты своей работы в журнале The Astronomical Journal на днях.
Согласно их статье «Орбитальные скопления в отдаленной Солнечной системе», на скопления ледяных тел, которые находятся за орбитой Нептуна влияют гравитационные силы невидимой нам планеты.
Астрономы исключили другие возможные варианты, которые могли бы повлиять на скопления на краю Солнечной системы, и подсчитали, что шанс отсутствия на их орбите большого объекта равняется одному к 500.
Иными словами, вероятность того, что на объекты в поясе Койпера влияет что-либо другое, а не гравитационное поле потенциальной Девятой планеты составляет всего 0,2%. Три года назад они утверждали, что эта вероятность равна 0,07%.
Как передает портал Phys.org, второе исследование о «Гипотезе Девятой планеты» будет опубликовано в следующем номере журнала Physics Reports. В нем Батыгин и Браун, вместе с Фредом Адамсом и Джульет Бекер из университета Мичиган, работали над созданием тысяч новых компьютерных моделей, которые объясняют развитие движения объектов в отдаленной Солнечной системе.
Получив обновленную информацию, ученые заключили, что Девятая планета всего в пять раз тяжелее Земли, а не в 10, как они полагали ранее. Также, анализ движения отдаленных объектов позволил определить, что возможная планета находится гораздо ближе к Солнцу, — на расстоянии около 400 астрономических единиц. К сравнению, расстояние от Земли к Солнцу составляет одну а.е. или около 150 млн км.
«Будучи в пять раз тяжелее Земли, Девятая планета очень напоминает типичную экстрасолнечную супер-Землю. Это недостающее звено солнечной системы в формировании планет. Исследований планет вдали от Солнца за последние 10 лет показали, что планеты подобного размера очень часто встречаются вокруг других похожих на Солнце звезд. Девятая планета будет ближайшим объектом, который мы найдем для открытия окна и изучения свойств типичных планет в нашей галактике», — говорит Майкл Браун.
Исследования ученых пока не подтверждают существование Девятой планеты, но уже есть основательные доказательства для научного сообщества, чтобы продолжить работу в этом направлении и проверить их гипотезу.
«Моя любимая характеристика гипотезы о Девятой планете — это то, что ее можно проверить с помощью наблюдений. Перспектива когда-нибудь увидеть реальные изображения этой планеты очень побуждает. Хотя нахождение Девятой планеты — это серьезный астрономический вызов, я очень оптимистичен по поводу того, что мы представим ее изображения в следующем десятилетии», — объясняет Константин Батыгин.
Наиболее вероятно, что Девятая планета — это холодных газовый гигант, ядро которого состоит из металлов и силикатов, упакованных сверху в прочные льды. Если у планеты есть атмосфера, то она должна состоять из водорода и гелия, а также частиц водяного и метанового льда.
Правда, пока ученые обнаружат одну из самых отдаленных планет в Солнечной системе, велика вероятность и того, что она будет не девятой, а десятой. В сентябре 2018-го вновь разгорелись споры по поводу возвращения Плутону статуса планеты.
В журнале Icarus была опубликована работа, которая гласит, что литература по классификации астероидов активно анализируется уже более 200 лет, и присвоение статуса планеты должно проводиться на основе научных процессов и геофизических характеристик объекта, а не голосований.
МАС отобрал звание планеты у Плутона, поскольку на его орбите находится множество других объектов из пояса Койпера. Тем не менее, изучая работы за последние два столетия, планетологи из Флориды нашли только одну публикацию 1802 года, где применялось требование очищения орбиты для классификации планет. Да и это было аргументировано рассуждениями, которые позже опровергались.
“МАС гласит, что фундаментальный объект планетарной науки — планета, должен быть определен на основе концепции, которую никто не использует в своих работах. Это лишает нас одной из самых сложных и интересных планет в Солнечной системе”, — говорил глава исследования Филип Метцгер.
Филип подтверждает свои слова тем, что Титан и Европа, которые считались планетами со времен Галилея, сейчас ученые по привычке называют всего лишь спутниками Сатурна и Юпитера соответственно.
Руководитель исследования считает определение МАС “небрежным” и говорит, что у них есть около 100 примеров, когда другие планетологи называют космические тела планетами, нарушая принятую классификацию, поскольку для них это функционально удобнее: “Они не сказали, что подразумевают под “очищением своей орбиты». Если воспринимать это буквально, то планет и вовсе не существует, поскольку ни одна из них не очищает свою орбиту”.
Leave a Reply