И если предыдущая власть сделала ставку на «москитный» флот, то, судя по всему, новое военно-политическое руководство делает поворот на 180 градусов, радикально изменяя общую направленность дальнейшего развития.
Иначе сложно оценить информацию о том, что по личному указанию президента Зеленского возобновлена программа строительства кораблей класса «корвет» проекта 58250. Официальные источники в Министерстве обороны Украины говорят о том, что уже даже утвержден предварительный план ввода в строй головного корабля серии — корвета «Владимир Великий». То есть если финансирование будет выделяться ритмично и в рамках утвержденной программы, то флот должен получить новый «борт» к концу 2023 г.
Таким образом, есть доля вероятности, что многострадальная программа постройки корветов, начатая еще далеко до 2014 г., будет продолжена. Еще при президенте Викторе Ющенко планировалось построить четыре корабля, было выделено государственное финансирование. Потом после реванша Януковича естественно, все замерло и в итоге к 2019 г. головной корабль серии был в целом готов 32% при готовности корпуса в 80%.
После 2014 г. концепция изменилась и недостроенный корабль находился на стапелях Николаевского судостроительного завода. И вот новый поворот.
Но, как видится, не все так безоблачно. Прежде всего интересна сумма — еще весной достройка корвета оценивалась в 5,8 млрд грн. (около 200 млн евро), то сейчас озвучивается сумма в 7,7 млрд грн и это не окончательная цифра. Ведь в изначальный проект подразумевал установку вооружения в том числе и российского производства, а теперь насколько известно его переделывают под западные образцы (которые еще непонятно продадут ли нам).
И основной вопрос — при продолжающейся войне на Донбассе и проблемах в других родах войск (то же ПВО или авиация) найдется ли в государстве такая немалая сумма на корвет?
В целом же можно говорить о том, что в случае достройки серии корветов Украина может получить достаточно сбалансированную систему береговой обороны. Ведь корвет, по сути, многоцелевой и универсальный военный корабль. Который в отличии от тех же катеров вполне результативно может действовать против подводных лодок и авиации.
У зарубежных военных экспертов по опыту последних локальных войн сложилось устойчивое мнение, что даже разноплановый катерный флот полностью беззащитен против угрозы как с воздуха, так и из-под воды. А стоит сказать, что россияне стянули на Черное море как минимум шесть подводных лодок дизель-электрического типа, а также постоянно накачивают крымские аэродромы новейшими истребителями-бомбардировщиками.
Кстати, об уязвимости «москитного флота» прекрасно отдают себе отчет и наши адмиралы — недаром начались закупки гидроакустических станций как за рубежом, так и разработка собственных, а также регулярно отрабатывают применение противолодочных ракет с борта морских вертолетов Ми-14.
Тоже самое и с ПВО. Те же ракетные «Лани», которые пока не приняты на вооружение, с установками АК-630М и АК-176М вряд ли смогут обеспечить эффективную оборону корабельного состава. Даже если установить американские ЗРК «Фаланкс» и итальянскую пушечную 76-мм установку ОТО Мелара, то максимум, что катер сможет уничтожить — это 1-2 ракеты, в то время как российский флот на Черном море располагает достаточно большим количеством кораблей с ракетным вооружением, что позволяет использовать тактику «ракетной стаи».
В тоже время тот же корвет чисто теоретически будет вооружен 16 зенитными ракетами типа Aster-15. Судя по западным данным — это 12-14 сбитых противокорабельных ракет. Сюда стоит добавить 76-мм орудие со снарядами DART, а это еще плюс 4 ракеты. И это не считая РЭБ и целой системы ловушек и ложных целей.
Для борьбы с подводной угрозой на корвете будут базироваться противолодочный вертолет (как минимум Ка-27) с сонаром и торпедами. Ну и «изюминка» — это 4 торпедных аппарата и европейские торпеды MU90.
При этом нельзя полностью откидывать и катера, которые будут еще одним звеном. Таким образом, чисто теоретически может быть понятна будущая концепция флота. Корвет с 4-5 катерами типа «Лань» будет составлять автономную группу, которая будет действовать против вражеского флота под прикрытием береговых комплексов противокорабельных ракет типа «Нептун». Причем, учитывая полное превосходство противника на море и в воздухе, эти комплексы будут использоваться в качестве «кочующих»: то есть после запуска по цели они быстро сменяют позицию, перезаряжаются и снова открывают огонь. В это же время действуют и корветы под прикрытием катеров.
Учитывая протяженность береговой линии при таком раскладе нам будет достаточно иметь 4 корвета проекта 58250 и 6-8 ракетных катеров типа «Лань». Это то, что касается ударной составляющей. Все остальные катера и суда будут выполнять другие функции, характерные для флота. Именно наличие такого ядра позволит Украине если не на равных противостоять Черноморскому флоту России, то по крайней мере иметь возможность нанести довольно серьезные потери, которые подорвут наступательный порыв противника. Я уже не говорю про срыв возможной десантной операции — это задача должна ставиться в первую очередь.
Но это все чисто теоретические выкладки — учитывая опыт последних лет никто не знает, как может повернуться колесо истории и станет ли возможно достроить и вооружить хотя бы один корвет. Ведь кроме чисто военных соображений в строительстве флота большое влияние имеет и политический фактор — как внутренний, так и внешний.
Leave a Reply