Мы привыкли есть яблоки с медом на Рош ха-Шана, греметь трещотками во время произнесения имени Амана на Пурим, зажигать ханукию на Хануку и многое другое, но так ли выглядели праздничные обычаи на заре формирования еврейского народа – и какими были самые первые из них?
Прежде всего, некоторые из привычных для нас праздников, разумеется, появились не в эпоху Судей и не в период царства Давида и Шломо, а значительно позже. Так, Ханука связана с восстанием Маккавеев и их победой над греками во II веке до н.э., а Пурим – со счастливым спасением от Амана и его приспешников в завоеванной персами Иудее в V веке до н. э. Что касается наиболее ранних праздников, упомянутых еще в Торе, к ним относятся Песах, Шавуот, Суккот и Рош-ха-Шана, а также – не совсем праздники, но, несомненно, важные даты – Йом-Кипур, Рош-ходеш и, разумеется, шабат.
Что объединяло эти древние праздники?
Во-первых, за исключением Рош ха-Шана (который знаменует начало нового года), все эти праздники с момента появления были связаны с ключевым событием в еврейской истории, предшествующим появлению евреев, как народа со своими религией и культурой – с Исходом из Египта и последующим дарованием Торы.
Во-вторых, как и у других народов в то время, никаких «светских праздников» не существовало в принципе, абсолютно все они были частью религиозного культа, и именно соблюдение культа, а не возможность повеселиться, было первоначальным. Более того – само слово «хаг» (праздник) в Торе применялось только к трем основным праздникам, связанным с Исходом – Песах, Шавуот и Суккот. К остальным применялся термин «моэд» (дата). Но это, конечно, не мешало от души повеселиться на праздновании.
Что нам известно о том, как происходило само празднование?
Тора указывает две основные заповеди – в праздник запрещено работать и нужно совершать жертвоприношение, кроме того, про Суккот и Шавуот особо подчеркивалось предписание веселиться.
Что такое веселье в представлении древних? У некоторых древних народов, как известно из разных источников, на праздники было принято напиваться до беспамятства или устраивать оргии. У древних евреев о таком ничего неизвестно, и вряд ли это было возможно, учитывая очень строгие предписания и ограничения иудаизма.
Самой главной частью любого древнееврейского (как, впрочем, и современного еврейского) праздника была праздничная трапеза. Чуть позже, в период Второго храма, в первом тысячелетии до н.э., у Эзры и Нехемии упоминается обычай дарить на праздники подарки, и в особенности делать пожертвования нуждающимся («цдака»). Кроме того, заповедью считалось паломничество в Иерусалим в этот день – в Первом, а затем и во Втором храме совершалось праздничное жертвоприношение, чьи правила подробно описаны и строго регламентированы в ТАНАХе. Так, в Иерусалим поднимались представители всех колен со всех уголков Эрец-Исраэль. Локальные, «домашние» жертвоприношения крупного и мелкого рогатого скота также считались обязательными. Работа не допускалась ни в каком виде, то есть трапеза готовилась до наступления вечера (все еврейские праздники в древности, как и сейчас, начинались с заходом солнца и длились до захода солнца следующего дня).
Что можно было увидеть на еврейском праздничном столе, например, в период Второго Храма? Хотя сегодня на каждый праздник принято обязательно есть определенные продукты: молочное – на Шавуот, мацу, харосет и горькие травы – на Песах, «озней Аман» – на Пурим и пончики – на Хануку, в древности еда, которую следует есть на тот или иной праздник, не была так строго регламентирована. Все эти обычаи появились только во времена Талмуда в III-IV вв. н.э., а кое-что и позже.
Исключением является Песах, про который написано: «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с мацой и с горькими [травами] пусть съедят его; … И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из Израиля — пришелец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» (Исх., 12:8-20).
Таким образом, трапеза на Песах предполагала запеченное на огне мясо (это могла быть говядина, баранина, козлятина или мясо птицы), горькие травы (марор) и мацу. Мясо и хлеб – традиционные продукты древних евреев, напоминание о жизни кочевников и скотоводов. На другие праздники вместо мацы выпекался квасной хлеб, трапеза могла включать рыбу, мед, финики, орехи, молочные продукты (разумеется, молочное и мясное подавалось раздельно). Перед трапезой совершалось богослужение, читалась молитва. В Суккот, праздник сбора урожая, также связанный с Исходом из Египта (в дни праздника было принято, как и сейчас, ночевать в шалашах, как дань памяти блужданию по пустыне), вероятно, ели много свежесобранных овощей и фруктов. Блюда из капусты, гранаты и хурму принято есть в Суккот и сегодня.
А вот заповедь «напиваться на Пурим так, чтобы не отличить «будь проклят Аман» от «благословен Мордехай», как и сам праздник Пурим, появилась значительно позже. Вино, разумеется, было известно евреям, как виноградное, так и финиковое, но пьянство осуждалось и запрещалось Торой. Так дела обстоят и сегодня, не считая единственного дня в году – Пурима.
Итак, что, в конечном счете, нам известно об обычаях празднования? Обязательные религиозные атрибуты: жертвоприношение, молитва; запрещение работать; праздничная трапеза; пожертвования и подарки. Это не так сильно отличается от того, что принято сегодня, с одним исключением: после разрушения Храма жертвоприношения не практикуются (за исключением разве что позднего ашкеназского обычая «капарот» на Йом-Кипур).
Наиболее ранние еврейские праздники, упомянутые в Торе, празднуются и сегодня во всех еврейских общинах, некоторые, более поздние, свойственны только некоторых общинам (как Мимуна у североафриканских евреев). Тора нигде не запрещает введение новых праздников, с единственной оговоркой, что все «новые» праздники были названы в ней «моэд», а не «хаг», как три основных.
Вызывает большой интерес обычай совершать паломничество в Иерусалим на три главных праздника. Поскольку паломничество совершали только взрослые мужчины, не совсем понятно, как происходило празднование: мужчины – в Иерусалиме отдельно, женщины и дети – дома отдельно? Хотя, вполне возможно, что празднование происходило и дома с семьей тоже.
Но самое главное, что основным столпом каждого еврейского праздника, как в прошлом, так и сегодня, была праздничная трапеза. Как говорится, суть любого еврейского праздника можно выразить фразой: «Нас хотели убить, но у них не получилось – так давайте же поедим!»
Лея Костинская, «Детали».
Leave a Reply