Голубка Шер Ами: спасла 194 солдата
Шимпанзе Конго: самый известный художник среди животных
«Он взял карандаш, а я положил лист бумаги перед ним… Что-то странное выходило из-под карандаша. Это была первая линия Конго. Он провел коротенький отрезок и остановился. Продолжит ли он? Произойдет ли это еще раз? Но он повторял это снова и снова», — вспоминает исследователь Десмонд Моррис, который изучал самца шимпанзе по имени Конго. Обезьяна с раннего возраста демонстрировала интерес к рисованию: всего за два года Конго нарисовал 400 картин. Поначалу животное, как и любые другие шимпанзе, просто разбрызгивало краски, но в один прекрасный момент манера держать кисть сильно изменилась, как и отношение к своим занятиям. Конго стал гораздо внимательнее, вырисовывая каждый мазок. Наблюдавший за ним Моррис с удивлением обнаружил, что обезьяна самостоятельно научилась рисовать круг, в ее картинах даже стала просматриваться определенная композиция. Когда Моррис рисовал что-то на одной стороне листа, шимпанзе брал кисть и добавлял мазки на другую сторону, делая рисунок симметричным. При этом Конго никогда не рисовал за пределами холста и, кажется, знал, когда картину можно было назвать законченной, — в этом случае он просто откладывал кисть в сторону. Если ему приносили чистый лист, он немедленно принимался за работу, если же это было его старое произведение — к нему он больше не прикасался. Слава настигла Конго уже после смерти. Он заболел туберкулезом и покинул этот мир в 1957 году, в самом расцвете своих обезьяньих сил — ему было десять лет. После кончины стиль Конго назовут лирическим абстрактным импрессионизмом. Одну из его картин приобретет Пабло Пикассо, еще одну Жоан Миро обменяет на два своих эскиза, а три других продадут на престижном аукционе Bonhams за $26 000 — дороже произведений Пьера Огюста Ренуара и Энди Уорхола на тех же торгах. И, кстати, выставка-продажа работ гениального шимпанзе пройдет совсем скоро в Лондоне.
Дельфин Моко: спас семью кашалотов
Это произошло в 2008 году у берегов Новой Зеландии, неподалеку от города Гисборн. Зоозащитники пытались спасти самку карликового кашалота и ее детеныша, которые заплыли на мель и потеряли ориентацию в пространстве. Попытки вернуть их в открытое море не увенчались успехом, поэтому спасатели планировали их убить, чтобы избавить от долгой и мучительной гибели. И тут на помощь пришел местный любимец — дельфин-афалина Моко. Он жил у берегов Северного острова и был известен всем в округе своим шаловливым характером: любил играть с мячами, которые бросали ему купающиеся, хотя иногда и хулиганил — переворачивал лодки и воровал доски у серфингистов. Но в этот раз Моко проявил себя как настоящий герой. Каким-то образом дельфин смог наладить связь с застрявшими на мели кашалотами и провести их около 200 м вдоль берега к каналу, что вел в открытое море. Увы, сам Моко прожил после этого случая только два года. В 2010 году его тело обнаружили на берегу небольшого острова Матакана — предполагается, что смерть животного наступила в результате столкновения с лодкой. На похороны всеобщего любимца собрались четыре сотни местных жителей. Тело Моко положили в гроб голубого цвета, погрузили на катер, который после церемонии прощания объехал все прибрежные бухты — излюбленные места прогулок отважного дельфина. Затем Моко похоронили на острове Матакан, куда специально привезли песок с Северного острова. Маори верят, что это поможет животному после смерти вернуться в места, где он жил. В 2011 году журнал Time включил Моко в десятку самых смелых животных в истории.
Свинья Присцилла: первая из свиней стала использовать орудия труда
А вот это известие поразило научный мир буквально на днях, в середине октября 2019 года. Хотя сам прецедент впервые произошел в 2016 году, когда эколог Мередит Рут-Бернштейн наблюдала редких висайских бородавчатых свиней в Парижском зоопарке. Именно она первая обратила внимание на то, что одна из самок по имени Присцилла вдруг взяла в рот кусок древесной коры и начала с его помощью энергично копать ямку для устройства гнезда. На вопрос ученого, что это было, работники зоопарка только растерянно развели руками, ведь до этого они не замечали за свиньями ничего подобного. Тот же результат дали запросы и в другие зоопарки, где содержали висайских свиней. Между тем Присцилла продолжала использовать кору, чем немало озадачила зоологов всего мира. Ведь виды животных, которые могут использовать орудия труда, можно перечесть по пальцам: это шимпанзе, гориллы, орангутаны, макаки, капуцины, новокаледонские вороны, дельфины, каланы, бобры и некоторые другие. Никто не ожидал таких инноваций от свиней! Так что Присцилла совершила настоящий прорыв. Но это еще не все! С палкой во рту впоследствии была замечена и одна из ее дочерей, а затем и член той же группы — самец Билли (которому, к слову, и гнездо-то строить не надо, его делают лишь самки для выращивания поросят). Все они пользовались палками и кусками коры неумело, что говорит о том, что первой это сделала именно Присцилла, вероятно, став своего рода основательницей настоящей свиной «культуры».
Пес Стабби: спасал солдат во время Первой мировой войны
Собаки считаются одними из самых умных животных. Примеров их уникального интеллекта очень много. Так, в 1923 году молодой пес Бобби путешествовал со своими хозяевами из штата Орегон в Индиану. Во время поездки собака потерялась. Поиски ни к чему не привели, и расстроенные хозяева вернулись домой. Каково же было их удивление, когда спустя полгода они увидели на пороге хоть и изрядно потрепанного, но живого Бобби. Чтобы добраться домой, он прошел 4105 км через все штаты, героически преодолев огромные равнины, горы и пустыни. Достойно проявили себя четвероногие друзья и во время всевозможных военных операций. Одной из таких собак стал пес Стабби. В 1917 году во время военной подготовки на полях Йельского университета рядовой Джон Роберт Конрой подобрал щенка. Собачка оказалась на редкость обучаемой: она очень быстро стала узнавать звук горна, ходить строевым шагом и даже отдавать воинское приветствие. Когда бойцы брали под козырек, собака подносила правую переднюю лапу к правому глазу. Стабби так полюбился солдатам, что стал талисманом 102-го полка 26-й пехотной дивизии США. Несмотря на запрет содержания животных в войсках, собака всегда сопровождала солдат, даже во время боевых действий, поэтому неоднократно получала ранения, но, благодаря стараниям врачей, выживала. Первое боевое крещение Стабби получил во время Первой мировой войны, отравившись ядовитым газом, что сделало пса чрезвычайно чувствительным даже к очень малым его дозам. Благодаря этому однажды он спас целый полк, атакованный газом рано утром, когда большая часть солдат еще спала. Пес начать громко лаять и кусать бойцов, пока те не проснулись. Не знал себе равных Стабби и при поиске раненых — он умел расслышать почти неразличимые стоны о помощи на английском языке. К концу Первой мировой войны собака приняла участие в 17 боях, получила множество медалей за героизм от правительства США и Франции, была представлена президенту Вудро Вильсону, а позже — президентам Уоррену Гардингу и Калвину Кулиджу. А еще Стабби стал единственной собакой в истории, которая получила звание сержанта. Пес умер в 1926 году на руках своего хозяина Джона Конроя. На «Аллее славы» у мемориала Свободы в Канзасе есть его именная плитка, также среди наград умного и преданного пса — девять медалей от США и Франции.
Leave a Reply