«Моссаду» — 70. Успехи и провалы израильской разведки

 

Осенью 2009 года завершился судебный процесс по иску нескольких израильских газет к разведывательной службе «Моссад». В результате иска впервые в истории организации был рассекречен документ, касающийся её работы — письмо премьер-министра Израиля Бен-Гуриона в МИД страны с предложением создать спецслужбу. Письмо было датировано 13 декабря 1949 года. Именно этот день считается днем основания организации.

 

В этом году спецслужбе исполняется 70 лет. «Моссад» — это не единственная израильская спецслужба, но явно самая именитая. Пожалуй, по известности она вполне может сравниться с двумя сильнейшими спецслужбами времен «холодной войны» — ЦРУ и КГБ. На счету «Моссада» множество успешных операций, но также и немало провалов, без которых не обходится ни одна разведывательная организация мира.

 


Похищение Эйхмана

Вопрос о розыске и наказании нацистских преступников стоял в Израиле особенно остро, потому что большая часть жителей страны либо сами пострадали от Холокоста, либо имели родственников и знакомых, погибших в годы Второй мировой войны от рук нацистов. Долгое время номером «один» в списке разыскиваемых преступников был один из руководителей гестапо Адольф Эйхман, руководивший депортацией евреев со всей Европы в лагеря смерти. В конце войны ему удалось скрыться и бежать в Аргентину, куда к нему позднее переехала жена с тремя детьми.

В 1958 году «Моссад» выследил Эйхмана. Это удалось сделать в том числе благодаря тому, что сын нациста хвастался заслугами своего отца перед Третьим Рейхом. 11 мая 1960 года агенты похитили гестаповца около его дома, а затем вывезли с территории Аргентины на самолёте. Чтобы пройти таможню, Эйхману дали наркотик, из-за которого он был в невменяемом состоянии. Сопровождавшие его агенты «Моссада» показали пограничникам справку о том, что он летит на лечение.

В Израиле его судили и приговорили к смертной казни, которая была приведена в исполнение 31 мая 1962 года. Пепел его развеяли над Средиземным морем за пределами территориальных вод Израиля.

Операция «Гнев божий»

5-6 сентября 1972 года во время Олимпийских игр в Мюнхене несколько членов палестинской террористической организации «Черный сентябрь» пробрались в олимпийскую деревню и взяли в заложники израильскую сборную. Во время операции по освобождению заложников погибли 17 человек, в том числе 11 членов израильской делегации, 1 полицейский и 5 террористов. В ответ премьер-министр Израиля Голда Меир отдала приказ «Моссаду» выследить и убить ответственных за теракт. Операция получила название «Гнев божий».

Операция длилась 20 лет. Из 17 человек, которых Израиль считал причастными к теракту, 13 были убиты уже к июлю 1973 года. Убийства происходили не только в Палестине, но и в Ливане, Франции, Италии. Однако главный идеолог и организатор теракта Абу Дауд пережил несколько покушений и остался невредим. Он умер в 2010 году в Дамаске.

В ходе этой операции не обошлось и без невинно пострадавших людей. В Лиллехаммере на глазах беременной жены был убит официант Ахмед Бушики, которого агенты «Моссада» спутали с одним из лидеров «Черного сентября» Али Хасаном Саламе. Агенты были задержаны полицией и получили от 2,5 до 5 лет тюрьмы. Все они были экстрадированы в Израиль, после того как израильское правительство согласилось выплатить компенсацию семье погибшего официанта.

По мотивам той операции Стивен Спилберг снял фильм «Мюнхен». Любопытно, что он не понравился ни израильтянам, ни палестинцам — и та, и другая сторона посчитала его пропагандистским манифестом.

Срыв иракской ядерной программы

В конце 70-х — начале 80-х в Израиле были всерьёз озабочены возможностью появления у Ирака ядерной бомбы. Тель-Авив стремился сорвать любые попытки этой страны построить атомную электростанцию, подозревая, что иракцы таким путем хотят создать ядерную бомбу. Багдад заверял, что намеревается использовать ядерную энергию в мирных целях. Однако Тель-Авив это не остановило.

5 апреля 1979 года во Франции на складе были взорваны два энергоблока, предназначенных для отправки в Ирак с целью строительства ядерного реактора. А 14 июня 1980 года в парижском отеле был найден мертвым руководитель ядерной программы Ирака Яхья эль-Мешад. Кульминацией этих действий стала атака израильских ВВС на иракский ядерный реактор «Осирак», который был серьёзно поврежден.

Причастность «Моссада» к этим операциям официально никогда не признавалась, но директор спецслужбы Нахум Адмони говорил, что «Моссад» проводил спецоперации, которые «задержали осуществление иракской ядерной программы на годы».

Интересно, что международное научное сообщество считало, что иракский реактор непригоден для создания ядерного оружия. Как писал профессор физики Гарвардского университета Ричард Вилсон, «реактор, разбомбленный Израилем в июне 1981 года, был специально сконструирован французским инженером Ивом Жераром таким образом, чтобы быть непригодным для производства бомб. Это было очевидно для меня во время моего визита в 1982 году. Многие физики и ядерные инженеры согласились с этим».

Кстати, спустя два десятка лет США начнет полномасштабное вторжение в Ирак, чтобы не дать иракцам создать химическое оружие. Никаких следов этого оружия там в итоге не обнаружили.

Покушение на Халеда Машаля

Одним из самых громких провалов последних лет стала операция по устранению председателя политбюро ХАМАС Халеда Машаля. В 1997 году он возглавлял отделение ХАМАС в Иордании. Как считается, приказ о его убийстве отдал премьер-министр Израиля Биньамин Нетаньяху.

25 сентября 1997 года агент «Моссада» прямо на улице Аммана впрыснул Машалю яд в ухо, но был схвачен охранниками палестинского политика. Иорданская контрразведка тут же задержала еще несколько агентов «Моссада». Король Иордании Хусейн потребовал от Израиля в обмен на разведчиков предоставить противоядие Машалю и освободить духовного лидера ХАМАС шейха Ахмеда Исмаила Ясина вместе с еще 19 заключенными. В Тель-Авиве были вынуждены принять эти условия.

Впрочем, Ясин в 2004 году был убит — его взорвали в Секторе Газа с помощью ракеты, выпущенной с военного вертолета. «Уничтожение лидеров террористов будет продолжено», — заявил тогда премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. К слову, шейх Ясин в одном из интервью призывал «мусульман, воюющих в Чечне, сражаться против России».

«Израильская разведка должна выполнять роль гаранта безопасности евреев по всему миру. Тайная деятельность должна основываться на современной технологии, использовании новейших достижений в области шпионажа», — говорил когда-то первый директор «Моссада» Реувен Шилоах. Этому завету спецслужба следует по сей день. Без проколов, конечно, не обходится. Ну а у кого их не бывает?

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>