Российские власти начинают проверять общество на готовность к внедрению в стране китайской модели цифрового контроля за населением. Как сообщает РБК, опрос об отношении к возможным «социальным рейтингам», которые оценивают поведение гражданина и его лояльность, был проведен по заказу Совета по правам человека при президенте РФ.
В ходе исследования более 2 тысяч респондентов спросили, как, по их мнению, изменилась бы жизнь, если бы в России появились «рейтинги», которые влияли бы на возможности трудоустройства или получения помощи от государства.
Например, обладатели низкого социального рейтинга могли бы получить отказ от работы в госучреждениях или лишиться социального обеспечения, а люди с высоким статусом, наоборот, получали льготы и преференции.
Положительно для себя такую возможность оценили 27%, отрицательно — 42%. Они заявили, что их жизнь ухудшилась бы при появлении рейтингов.
При этом значительную долю — 31% — составила группа неопределившихся. Это те, кто «затруднился ответить».
Как следует из опроса, возможность цифрового контроля власти увязывают с борьбой за сохранность личных данных. Соответствующий вопрос был включен в исследование наряду с отношением к «социальным рейтингам».
Людей спросили, беспокоит ли их угроза утечки персональной информации. И — предсказуемо — 64% ответили «да».
«Мы делаем акценты на угрозах, потому что хотим защитить права человека. <…> Мы не мракобесы. Но по опросам видно, что граждане обеспокоены утечкой информации. И мы должны на этот запрос граждан отвечать», — заявил глава СПЧ Валерий Фадеев.
В Китае социальный рейтинг представляет из себя «ядро системы», в которую также включены миллионы камер по всей стране и миллиарды точек сбора данных, которые генерирует интернет вещей.
Рейтинг — это интегральная оценка поведения человека по критериям доброжелательности и открытости к обществу, следования национальной традиции и приверженности «китайской мечте» — построения социализма с китайской спецификой, рассказывает член Совета по внешней и оборонной политике РФ Владимир Овчинский.
В зависимости от своего поведения китаец «может набрать или потерять баллы». При этом власти КНР решили объединить сведения о своих гражданах на федеральном уровне — из банков, с места работы, учебы, жительства и т.д. — и заменить удостоверение личности на пожизненный электронный идентификатор.
План состоит в том, что через некоторое время доступ к интернету, приобретение собственности, аренда жилья, устройство на работу в Китае станут возможны только с помощью личного идентификатора с 18-разрядным кодом, говорит Овчинский.
Доведя систему до совершенства внутри страны, Китай начнет ее экспортировать, говорил в сентябре прошлого занимавший тогда пост главы Пентагона Марк Эспер.
По его словам, инструменты цифровой слежки, основанные на технологиях искусственного интеллекта и системах распознавания лиц, достанутся дружественным Пекину «авторитарным режимам», к которым США относят и Россию.
Leave a Reply