Фьючерсы на сорт Brent, падавшие в среду до 55,88 доллара за баррель, к 21.22 мск четверга подорожали на 1,7% — до 57,19 доллара, а контракты на WTI в Нью-Йорке подскочили на 2,2% — до 52,25 доллара за бочку.
Как сообщили Bloomberg источники в Эр-Рияде, саудовские чиновники провели телефонные переговоры с другими нефтепроизводителями и обсудили возможные меры поддержки рынка.
Бюджет королевства, на 90% состоящий из нефтяных доходов, трещит по швам: на 2019 год в него заложены рекордные расходы на 295 млрд долларов, включающие как субсидии гражданам, так и инвестиции в план перестройки экономики, который обойдется в 425 млрд долларов в ближайшие 12 лет.
С учетом того, что курс национальной валюты — рияла — в Саудовской Аравии является фиксированным и удерживается центробанком на уровне 3,75 рияла за доллар, королевской семье нужна нефть в диапазоне от 80 до 85 долларов за баррель, чтобы свести бюджет, оценивает главный экономист МВФ по Ближнему Востоку Джихад Азур.
Но текущие цены не дотягивают до нужного уровня более 28%, и выбор у шейхов невелик. Государственная нефтяная компания Saudi Aramco готова пойти на дальнейшее сокращение поставок, чтобы нефть была дороже, сообщил Reuters саудовский чиновник.
По его словам, экспорт в августе и сентябре не превысит 7 млн баррелей в сутки, несмотря на высокий спрос со стороны покупателей, при этом ключевые страны ОПЕК+ намерены делать все, что потребуется для сохранения баланса на рынке нефти в следующем году.
С учетом того, что сланцевая революция США идет вперед двузначными темпами (в два раза быстрее, чем страны ОПЕК сокращают поставки), а соглашение об ограничении добычи выполняется далеко не всеми странами, очевидно, что на ближайшем заседании ОПЕК+ в декабре квоты по сокращению могут быть увеличены — с 1,2 до 1,7 млн баррелей в день, прогнозирует главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова. При этом само соглашение придется продлить до конца 2020 года.
Впрочем, этого может оказаться недостаточно: по расчетам МЭА, чтобы сбалансировать рынок ОПЕК нужно сократить производство на 2 млн баррелей в сутки — до 28 млн в день.
Проблема еще и в том, что из 21 страны ОПЕК+, лишь 9 полностью выполняют свои квоты или перевыполняют их. «Остальные — либо сокращают меньше, либо вовсе — наращивают добычу», — отмечает Крылова.
Среди них — Нигерия, Ирак, Казахстан, который полностью игнорирует даже символическую квоту (40 тысяч баррелей в сутки), Южный Судан наращивает добычу.
Фактически на нефтяном рынке повторяется сценарий 1980х годов, когда из-за усилий Саудовской Аравии по поддержанию цен ее доля на глобальном рынке снизилась с 17,2% до 6,3%, в то время как доля не входящих в ОПЕК стран увеличилась с 62,9% до 72%.
Осознав бесперспективность такой политики, саудиты в 1985 году резко увеличили добычу. Уже в следующем году втрое рухнули цены на нефть (с 30 до 10 долларов за баррель), а еще через пять лет — Советский союз.
Leave a Reply