Скандал разразился еще в прошлом году. Выяснилось, что на протяжении четырех лет пребывания в должности госсекретаря Хиллари Клинтон использовала для электронной переписки свой личный сервер — в том числе и для обсуждения государственных вопросов.
Эта история возмутила общество, и предвыборная кампания Клинтон уже перестала казаться практически беспроигрышным рывком на пути к Белому дому.
Тем временем суд обязал Клинтон передать всю деловую электронную переписку, хранящуюся на ее личном почтовом ящике, госдепартаменту, дабы тот опубликовал ее в соответствии с американским законом о свободе информации.
Так почти 20 тысяч электронных писем из переписки бывшего госсекретаря с политическими общественными лидерами, послами и советниками оказались в сети Интернет, в свободном доступе. Часть материалов по соображениям безопасности или другим причинам подверглись цензуре.
Но даже из того, что было опубликовано, складывается вполне аутентичная и целостная картина. Она предоставила редкую возможность узнать как о том, что не было произнесено вовсе, так и о том, что в реальности скрывалось за теми или иными озвученными формулировками. Израиль упоминается примерно в тысяче из этих писем.
Редактор израильского сайта NRG журналист Эли Клотштейн опубликовал на днях обширный материал, посвященный той части переписки, которая связана с закулисной составляющей американской дипломатии в отношении Израиля. Этот обзор дает представление о том, что и как думают о еврейском государстве и его лидерах сама Клинтон и ее ближайшее окружение. В качестве заголовка для своей статьи Клотштейн выбрал пару приведенных выше цитат из характеристик, данных израильским руководителям советниками госсекретаря.
По мнению Клотштейна, бывшая начальница госдепартамента относится к сионистскому государству с сочувствием, хотя при этом покровительственно и с долей высокомерия.
Но вот среди ее советников числятся носители радикально левых и откровенно антисионистских взглядов, не раз призывавшие Клинтон отвернуться от Израиля.
И хотя за время своего срока Клинтон в целом придерживалась традиционной линии госдепартамента, заключающейся в публичной поддержке Израиля на фоне сближения с палестинскими арабами и попытками агрессивного продвижения переговоров, из переписки следует, что она не раз взвешивала возможность занять гораздо более враждебную позицию, а иногда и использовала некоторые из предложенных ей идей.
По письмам, выбранным Клотштейном из обширной переписки, становится ясно, как разрабатывались политические лекала, по которым затем госдепартамент, манипулируя общественным мнением в США и Израиле через СМИ и используя израильских левых, пытался продвигать «мирный процесс», вынуждая главу правительства Израиля Биньямина Нетаниягу к уступкам в ущерб интересам страны.
Из переписки хорошо видно, что желание израильского премьера защитить интересы государства злило и раздражало как саму Клинтон, так и ее окружение. В осторожности Нетаниягу они видели лишь нерешительность и трусость, а в его умении лавируя сдерживать напор американцев, требующих уступок, — хитрость и отсутствие прямоты.
При этом сама Клинтон не гнушалась применять и весьма сомнительные методы. Например, для того, чтобы отказаться от обещаний, данных израильскому правительству прежним американским руководством.
Все отрицать
Согласно утверждениям израильтян, президент Джордж Буш пообещал премьер-министру Ариэлю Шарону, что в будущем мирном соглашении от Израиля не потребуют отступления к границам 1949 года (к тем, что были до Шестидневной войны) и примут в расчет существование больших поселенческих блоков в Иудее и Самарии.
Из переписки следует, что Клинтон активно обсуждала со своими консультантами вопрос о том, каким образом можно отказаться от обещаний, данных прежним президентом, особенно на фоне требований к Израилю полностью прекратить строительство в еврейских поселениях.
Джейкоб Салливан общается с начальством
Так, 6 июня 2009 года заместитель главы ее штаба Джейкоб Салливан предложил Клинтон заявить следующее: «никто из администрации Буша не сообщал кому бы то ни было в администрации Обамы о существовании подобного документа», а также утверждать, будто эти устные договоренности никогда не были официально сформулированы.
Наряду с полным отрицанием каких-либо подобных согласований Салливан также предложил опубликовать в одной из влиятельных газет большой публицистический материал.
«Это поможет, — согласилась с ним госсекретарь, — нам следует сделать это как можно быстрее…»
Нападать через СМИ
Использование СМИ вообще рассматривалось Клинтон как весьма эффективный метод давления на Нетаниягу, о чем она не раз сообщала своим приближенным.
В соответствии с этой тактикой, например, 1 сентября 2009 года, в разгар усилий администрации США добиться от Израиля прекращения строительства в поселениях, заместитель одного из помощников Клинтон Джонатан Принс разъяснил влиятельному американскому новостному сайту «Политико», что в случае согласия Нетаниягу ждет укрепление отношений с Обамой.
Выполнив задание, Принс направил электронное письмо Шерил Миллс, главе штаба Клинтон, и ее заместителю Джейкобу Салливану, отчитавшись в проделанной работе:
«Скоро в «Едиот ахронот» и «Политико» появится заметка, в которой высокопоставленный американский чиновник утверждает, будто Биби стоит перед важнейшим выбором, сделав который, он сможет добиться отличных отношений с президентом, а в потенциале войти в историю. С «Политико» говорил я, с «Едиот» — Дан Шапиро».
Ссорить, компрометировать, угрожать
Вероятно, одним из самых враждебно настроенных к Нетаниягу и его правительству консультантов Клинтон является ее неофициальный советник Сидни Блюменталь, американский еврей, работавший в своё время в администрации Билла Клинтона.
Обама не позволил Хиллари Клинтон предложить ему официальный пост, памятуя о том, что именно Блюменталь стоял за личными атаками на него во время праймериз в демократической партии, накануне выборов 2008 года. Но и неофициальной позиции Блюменталю хватило, чтобы оказывать влияние на Клинтон.
Например, в письме от 16 июня 2009 года, написанном через два дня после выступления Нетаниягу в Университете Бар-Илан (где премьер-министр озвучил свой план согласия на создание арабского государства при условии, что оно признает Израиль еврейским государством), Блюменталь разъяснил Клинтон, как следует относиться к этой инициативе.
«Необходимо как можно раньше указать на недостатки ядовитой бибиной пилюли, — пишет он. — Сделай вид, что его поддержка идеи двух государств — это нечто новое (хотя, по сути, это повторение его давней позиции, которую он подробно описывал в прошлом, более или менее с теми же условиями). Укажи на то, что его условия делают невозможным создание того, что, по его словам, он сейчас предпочитает».
Сидни Блюменталь, фото: Ларри Д. Мур, CC BY-SA 3.0
В другом письме Блюменталь подробно инструктирует Клинтон, как подставить Израиль на переговорах с палестинскими арабами, стравив между собой Нетаниягу и Эхуда Барака, в тот момент министра обороны, который за 10 лет до этого вел с Арафатом переговоры в Кемп-Дэвиде.
«США стоит раскрыть свою позицию на нынешних переговорах… Эта позиция, возможно, должна включать то, на что согласилось израильское правительство в Кемп-Дэвиде в рамках окончательного урегулирования, наряду с некоторыми поправками, соответствующими изменениям последних 10 лет… Это вынудит Биби отречься от Барака… расколет ему коалицию и представит его самого в роли упрямца. Позиция же США при этом будет выглядеть совершенно логично».
В первых числах июня 2010 года, сразу после турецкой провокации с попыткой прорыва судна «Мави Мармара» к берегам Газы, закончившейся гибелью 9 турок, оказавших вооруженное сопротивление бойцам израильского спецназа, Блюменталь направил Клинтон комментарий, обвинивший именно израильтян.
«Это бибино Энтеббе, только наоборот, — с издевкой написал неофициальный консультант. — Бегин считал радикалом папу — Бенциона Нетаниягу, личного секретаря Жаботинского, которому исполнилось сто лет. Бенцион обожал своего сына Йони, героически погибшего в Энтеббе, а вот Биньямин не оправдал его ожиданий. Бенцион часто критиковал его за отход от доктрины целостности страны Израиля. Биби отчаянно ищет одобрения своего отца, но так никогда и не сумеет сравняться со своим умершим братом».
«Захват судна, идущего в Газу, — продолжает Блюменталь, — напоминает захват в Энтеббе. Вот только на этот раз не было ни заложников, ни оружия, к тому же это не Африка, и это — фиаско. Во всем остальном это Энтеббе. Эхуд Барак тоже заново переживает дни своей юности, когда будучи бойцом спецназа, убивал палестинцев в Ливане, подвиг, увековеченный в фильме «Мюнхен» Спилбергом».
К слову, по поводу отсутствия у турецких боевиков на корабле оружия Блюменталь солгал или же не был на тот момент в курсе тех огромных запасов холодного оружия, фотографии которого впоследствии были опубликованы в СМИ.
А незадолго до этого, в конце марта 2010 года, накануне выступления Клинтон на конференции ЭЙПАК, Блюменталь посоветовал ей, как припугнуть еврейское лобби, намекнув на поддержку радикально левой организации американских евреев JStreet.
«Хвали ЭЙПАК, но при этом не забывай напоминать лоббистам аккуратно, но недвусмысленно, что у них нет монополии на мнение американских евреев. … ЭЙПАК превратился в инструмент израильских правых, в частности «Ликуда». Признав JStreet, ты обеспечишь этой организации легитимность и достоверность, заодно создав в обществе американских евреев место для дискурса, поддерживающего стремление администрации к мирному процессу. Уже только одно упоминание о JStreet превратит ЭЙПАК из того, кто контролирует весь спектр, всего лишь в одну из его частичек».
Совершенно непредвзятое мнение
Ещё одним недругом Нетаниягу среди приближенных Клинтон можно смело назвать Мартина Индика. В прошлом посол США в Израиле и помощник госсекретаря в администрации Билла Клинтона, а в 2013-2014 годах специальный посланник на Ближнем Востоке, Индик в переписке с Клинтон охарактеризовал израильского премьера следующим образом:
«Тактика, применяемая Нетаниягу на переговорах, начала побеждать его самого… Он считает себя великим переговорщиком, заламывая непомерную цену на ближневосточном базаре».
Мартин Индик
«Попытки принудить Нетаниягу к умеренной цене, — продолжил дальше Индик, — требуют огромных затрат энергии и доброй воли, унижают палестинцев и вызывает сомнения в его готовности на уступки. В конце концов, под мощным давлением со всех сторон, он сдастся, но лишь после того, как будет потрачена уйма времени и все на него будут злы».
«Похоже, что Нетаниягу не обладает щедростью духа, — подытожил он, — а его боязнь выглядеть фраером в глазах своего народа уже стала притчей во языцех. Это создает серьезную проблему на переговорах, особенно учитывая то, что именно в его руках находится большая часть козырей».
Стоит заметить, что Индик все же ошибся. Нетаниягу так и не сдался, не пошел на ожидаемые от него уступки. Что же касается самого бывшего посла США в Израиле, то осенью прошлого года газета «Нью-Йорк таймс» сообщила о крайне любопытном источнике финансирования вашингтонского Института Брукингса, вице-президентом которого является Индик. Оказалось, что в 2013 году почти 15 миллионов долларов пообещал предоставить ему в течение ближайших 4 лет Катар, являющийся по совместительству также щедрым спонсором террористической организации ХАМАС.
Давить сильнее
Досталось Нетаниягу и от Сэнди Бергера, советника по национальной безопасности президента Билла Клинтона, ставшего затем помощником Хиллари в ее кампании 2008 года.
Именно он предложил госсекретарю способ давления на Нетаниягу.
«Наша цель — сместить центр тяжести в нынешних отношениях с Биби от поселений, где, как он считает, его позиции сильнее наших, к тому, по поводу чего в Израиле есть больше понимания американской позиции. Так мы сможем создать ему проблему, вызывая опасение возбудить наше недовольство, — утверждал он в письме от 19 сентября 2009 года. — Нежелание Биби принять какую бы то ни было формулировку, включающую границы 1967 года, выставляет его препятствием, тем, кто отказывается от того, что уже признали предыдущие израильские правительства».
Сэнди Бергер что-то советует Биллу Клинтону и Мадлен Олбрайт
Несколько дней спустя Бергер продолжил тему:
«Если Биби и дальше будет мешать, тебе придется подыскать базу для того, чтобы мы могли сделать его политику неудобной».
А еще через год, в письме от 28 августа 2010 года, детализируя проект отступления Израиля из Иорданской долины, Бергер сообщил Клинтон, что «…если Нетаниягу попробует на переговорах прижать палестинцев, мы, присутствуя в комнате, не дадим этого сделать».
Остается лишь добавить, что, так и не дождавшись отступления Израиля из Иорданской долины, Бергер несколько недель назад скончался от рака.
«В стиле Ганди»
Необычный способ повлиять на Израиль предложил Клинтон еще один ее советник — Томас Пикеринг, в прошлом, подобно Индику, занимавший должность посла США в Израиле.
В письме, написанном в декабре 2011 года и заинтересовавшем Клинтон до такой степени, что она попросила распечатать его для дальнейшего изучения, Пикеринг предложил привести в движение забуксовавший мирный процесс «в стиле Ганди», используя «массовые ненасильственные демонстрации, чтобы вернуть устремления и мысли людей к миру».
Томас Пикеринг, посол США в Израиле в 1985-1988 годах (при Рейгане)
При этом Пикеринг здраво рассудил, что «палестинские мужчины», скорее всего, не подойдут для этих целей, поскольку не сумеют долго удерживать себя от насилия. Поэтому он предложил организовать женщин для «продолжительных демонстраций протеста по типу акций на каирской площади Тахрир», утверждая, что со временем «палестинские женщины сумеют привлечь и своих израильских подруг».
Пикеринг также отметил, что для инспирирования демонстраций в каждом возможном месте, «хорошей отправной точкой» станет «Шалом ахшав». «При этом, — предостерег бывший посол, — нельзя допускать утечки информации о том, что за демонстрациями стоит администрация США».
Планов громадье
Вообще, похоже, что вместо поиска возможных решений исходя из сложившейся на местности ситуации и прислушиваясь к требованиям обеих сторон, Клинтон и ее окружение предпочитали обмениваться друг с другом фантастическими идеями, имеющими лишь отдаленную связь с реальностью.
Дальше всех в этом направлении продвинулась одна из ближайших советниц госсекретаря Анна-Мария Слотер, регулярно снабжавшая Клинтон соответствующими планами.
Например, 27 августа 2010 года она предложила поддержать инициативу о создании «инфраструктурного коридора», соединяющего веткой скоростной железной дороги, линией электропередач и водопроводом все арабские города Газы, Иудеи и Самарии, чтобы станции стали центрами городского развития и привлечения туризма, а в дальнейшем основой палестинского государства.
При этом то, что сектор Газа находится в руках ХАМАСа, смертельно враждующего с Палестинской автономией, совершенно не помешало Слотер представить план Клинтон в качестве «обладающего потенциальной способностью принести мир в регион».
Клинтон ответила: «План реален и замечателен», вызвав бурный энтузиазм у Слотер. «Я счастлива, что у тебя нашлось время изучить этот план, ведь он и практичен, и достижим, и нацелен в будущее», — написала она, поинтересовавшись, можно ли привлечь к проекту бывшего госсекретаря Мадлен Олбрайт, чтобы та начала работу по практическому осуществлению инициативы.
Анна-Мария Слотер, профессор политологии Принстонского университета, автор утопических планов по развитию Палестинской автономии, фото: Дэниз Эпплуайт
Вскоре Слотер проинформировала Клинтон о проведении работ по составлению сметы проекта. В свою очередь, Клинтон попросила у помощников распечатать ей материалы.
Параллельно Слотер также занималась продвижением еще одной не менее актуальной инициативы, которую она разослала всем высокопоставленным чиновникам штаба госсекретаря. Идея «Обязательство во имя Палестины» заключалось в том, чтобы убедить как можно больше миллиардеров пожертвовать половину своего состояния на поддержку «государства Палестина».
Слотер объяснила, что ее вдохновил проект Уоррена Баффета «Обязательство поделиться», убедившего сорок миллиардеров пожертвовать на благотворительность половину своего состояния.
«Этот проект отразит могучую веру в строительство палестинского государства и станет компенсацией для палестинцев», — написала она. Слотер добавила, что «это станет также укором для израильтян, продолжающих строить поселения».
Она предложила обратиться к основным спонсорам фонда семейства Клинтон для сбора начальной суммы, которая «поразит общественное воображение и станет всемирным выражением солидарности с палестинцами».
Впрочем, попытки Клинтон увлечь столь оригинальными идеями израильских друзей почему-то не увенчались успехом. Как, к слову, и их дальнейшая реализация.
Результат
В итоге при противостоянии команде Клинтон Биньямину Нетаниягу все же удалось в значительной мере удержать позиции еврейского государства. Теперь, на фоне бушующей в Сирии гражданской войны и подступающей к границам Израиля угрозы со стороны экстремистов «Исламского государства», стало очевидно, какой ужасающей катастрофой могло бы обернуться для израильтян воплощение идей, которые с такой энергией и упорством продвигала госсекретарь и ее советники.
В то же время, если Хиллари Клинтон удастся стать президентом США, ее консультанты, очевидно, займут высокие должности в Белом доме. Опубликованные материалы не оставляют ни малейших сомнений в том, как и куда в этом случае будут развиваться израильско-американские отношения.
Оригинал публикации: Evreimir.com
Leave a Reply