Ныне здравствующего израильского профессора признали одним из величайших изобретателей в истории человечества. Кто же он? Почему его имя не на слуху в его собственной стране?
В 1987 году Стив Уилхайт, работая в компании CompuServe — первом в США массовом интернет-провайдере — столкнулся с проблемой: клиенты, которым необходимо было воспользоваться электронной почтой, делали это по подписке, по часам, и им приходилось тратить драгоценное время, отправляя сообщения или файлы, не говоря уже о цветных фотографиях.
Уилхайт и его группа занялись тем, чтобы найти способ делиться изображениями, не занимая слишком много компьютерной памяти, тем самым сократив время отправки и снизив пользовательские затраты. Найденное решение получило название Graphics Interchange Format (сокращенно – GIF, русскоязычные пользователи назвали этот формат «гифки» – прим. «Детали»).
В то время GIF казался настоящим чудом и популярен по сей день благодаря способности хранить более одного изображения в легком файле.
Однако мало кто знает, что основы инфраструктуры GIF, разработанной Уилхайтом, были заложены в публикации, которая появилась десятью годами ранее за подписью двух исследователей из хайфского «Техниона» – профессора Яакова Зива и профессора Авраама Лемпеля.
GIF оказался не единственным практическим применением того, что на отраслевом жаргоне называлось «алгоритмом сжатия Зива» (LZ78), который решил фундаментальную проблему в информатике. Когда мы храним данные на жестких дисках, слушаем MP3, отправляем PDF-файлы, распространяем программное обеспечение или используем популярное архивирование ZIP, используется «алгоритм сжатия Зива».
Широкая публика вряд ли знакома с жизнью 89-летнего профессора, хотя имя его неразрывно связано со всеми этапами становления израильского хайтека.
Зив был одним из первых израильских ученых, защитивших докторскую диссертацию за рубежом, он преподавал в «Технионе», представлял первые транзисторы в оборонном концерне РАФАЭЛЬ, возглавлял в Совете по высшему образованию комиссию по планированию и бюджету, а также был президентом Национальной академии наук. За его плечами – резервистская служба в технологическом подразделении военной части, занимавшейся проведением спецопераций (ныне известное разведподразделение 81), а также создание стартапа вместе с бизнесменом и инвестором Йоси Варди.
«Лампа Янкеле»
Зив родился в Тверии, а возрасте трех лет переехал с родителями в Раанану. Его отец был директором первой школы в городе, и в память о нем школе присвоили его имя – «Зив».
Мать Яакова изучала литературу в МГУ, а в Израиле работала в Гистадруте. В 1927 году родителей Зива депортировали из России вместе с его старшим братом, который впоследствии создал в ЦАХАЛе специальную образовательную программу.
С юных лет Зива тянуло к технике, и первый свой опыт он относит к 8-летнему возрасту, когда вместо того, чтобы заниматься игрой на скрипке, он смастерил торшер и подарил его родителям.
«Им он понравился, и они назвали его лампа Янкеле», – смеется Зив.
Когда ему исполнилось 11 лет, в родительской библиотке он отыскал книгу на русском языке с описанием и фотографиями первого радиопередатчика Маркони. Мальчик плохо читал по-русски, но взял русско-ивритский словарь и терпеливо, страницу за страницей, перевел, а затем приступил к практическому исполнению, решив создать собственную модель. Она, правда, не сработала, за исключением короткого замыкания, едва не вызвавшего пожар и отключившего свет во всем доме. Так провалился первый эксперимент Яакова Зива.
Зато множество последующих были куда удачнее – и сегодня, почти восемь десятилетий спустя, его вклад в науку и технику не просто оценен по достоинству.
В ноябре 2020 года его наградили Медалью почета IEEE (англ. IEEE Medal of Honor) — награда, которая вручается Институтом инженеров электротехники и электроники (IEEE) за выдающийся вклад в электронику и электротехнику. Эта награда была учреждена в 1917 году, и на протяжении столетия ежегодно вручалась выдающимся ученым или инженерам. Зив – первый израильтянин, получивший эту награду и, таким образом, признанный величайшим изобретателем в истории человечества, подобно Маркони, который получил ее в 1920 году.
Помимо этого, Зив удостоен множества других премий, в том числе, израильских, а также специальной международной награды, присуждаемой BBVA Foundation совместно с Высшим советом по научным исследованиям Испании. Она считается самой престижной после Нобелевской премии, в том числе и в денежном эквиваленте (400 тысяч евро). Что же, довольно скромная компенсация тому, кто подарил миру беспрецедентную технологию, позволяющую передавать файлы на высокой скорости без потери информации.
История успеха
Историю успеха Зива следует вести с того дня, когда, прибыв на сборы резервистов в разведподразделении, он познакомился со своим будущим соавтором Авраамом Лемпелем. Оба работали в «Технионе», но подружились, когда вместе ездили из Хайфы на военную базу в Тель-Авиве. Что самое интересное: командовал подразделением Зоар Зисапель, ученик Зива. Как он утверждает, все его понимание в сфере информатики и коммуникаций идет от общения с Зивом во время прохождения резервистской службы.
Сам Зисапель впоследствии сыграл колоссальную роль в истории израильского хайтека. Компания Red Bynet Group, которую он основал вместе со своим братом, считается образцовым израильским стартапом, сочетающим идею и бизнес.
В 1975 году Зив и Лемпель засели за доказательство математической теоремы в области сжатия данных. Хотя возможность сжатия данных уже существовала, Зив и Лемпель показали, что это можно сделать быстро, а затем извлечь информацию из сжатого файла, не повредив его (сжатие без потерь).
Зив и Лемпель не запатентовали свой алгоритм, потому что в то время было невозможно запатентовать программное обеспечение – только оборудование. Но они были довольны, что это укрепило их репутацию как исследователей, послужив основой для многих разработок. Однако неожиданно ситуация изменилась, когда в Америке было разрешено патентовать программное обеспечение; и тогда небольшая компания из Лос-Анджелеса поспешила воспользоваться возможностью запатентовать идею и подать заявку на получение лицензионных отчислений от компаний, использующих указанную разработку.
Израильтян пригласили выступить в качестве экспертов по этому вопросу, а также предложили сотрудничество. Однако в то же время поступило предложение от Microsoft, и в результате Зив и Лемпель согласились на сотрудничество с Microsoft, учитывая тот факт, что возможностей у этой компании было намного больше, и платила она не в пример щедрее (остается добавить, что чуть позже Билл Гейтс выкупил конкурирующую компанию, и в результате получил исключительные права на патент и прибыль от реализации.)
Попутно Зив разработал другой алгоритм, на этот раз – с Аароном Вайнером, коллегой из Bell Labs. Алгоритм позволяет сжимать множество изображений с разных камер, например, в футбольных матчах, и передавать их одновременно.
Яаков Зив долгое время проработал в «Технионе», активно сотрудничал с РАФАЭЛем, инициировал многочисленные проекты и по-прежнему считает, что научный подход не терпит суеты и командного тона. По его мнению, государство должно выделять серьезные бюджеты на перспективные научные исследования, а КПД ученых следует определять не по количеству научных публикаций, а опираясь на проведенные фундаментальные исследования.
С особым теплом Зив вспоминает сотрудничество с Йоси Варди, которого считают «отцом-основателем израильской интернет-индустрии»; в прошлом выпускник «Техниона», Варди в 60-х годах работал в РАФАЭЛе, а позже помог своему сыну Эрику основать компанию Mirabilis, которая разработала программное обеспечение для обмена мгновенными сообщениями ICQ, и продать ее в 1998 году AOL за 407 млн долларов.
В 1969 году Варди пригласил Зива для работы в основанном им стартапе под названием Techem (Advanced Technology) и стал одним из первых разработчиков программного обеспечения в Израиле. Techem росла и превратилась в компанию с 300 сотрудниками, которую в конечном итоге продали «Тадирану», а впоследствии она стала базой для Ness Technologies.
Сам Варди утверждает, что Зив – это один из умнейших людей, с которыми его когда-либо сводила судьба; по его мнению, именно такие люди строили страну и создавали ее славу.
У Яакова Зива – четверо детей, и все они так или иначе связаны с наукой и высокими технологиями. Сам Зив по-прежнему в строю, он обладает ясным и четким мышлением, а память его – феноменальна, он много читает и общается в интернете чуть ли не со всем миром.
Leave a Reply