В четверг в Сенате был поставлен на голосование вопрос о начале процедуры принятия законопроекта American Rescue Plan Act, принятого на прошлой неделе Палатой Представителей и выделяющего $1,9 триллиона на борьбу с пандемией, преодоление вызванного ею экономического кризиса и помощи людям, бизнесу, прежде всего малому, школам, университетам, городам и штатам.
Результаты голосования 50-50. Все демократы – «за», все республиканцы – «против». Камала Харрис получила в результате право решающего голоса как вице-президент и президент Сената. И проголосовала «за» – началась процедура принятия законопроекта.
Началась, и тут же затормозилась. Республиканский сенатор Рон Джонсон из Висконсина, большой специалист по расследованию «вмешательства» Украины в американские выборы в 2016 году, заявляющий о том, что 6 января Капитолий захватили провокаторы, прикинувшиеся сторонниками Трампа, чтобы бросить на него тень, потребовал, чтобы сотрудники аппарата Сената прочитали вслух в зале заседаний Сената весь текст законопроекта, занимающий 628 страниц.
Регламентные правила Сената сложные и содержат множество пунктов, позволяющих различными способами задерживать рассмотрение любых вопросов. И это один из способов. Любой сенатор может потребовать прочитать вслух любой законопроект или любую поправку к нему. Сколько времени занимает чтение вслух 628 страниц? Много. Сейчас 23:30 по времени Восточного Побережья, и ещё с середины дня продолжается чтение, которого потребовал сенатор Джонсон. При этом самих сенаторов в зале давно нет. Абсурд?
Этот абсурд и есть главная черта сегодняшней американской политической жизни. Разделение. Политика превратилась в игру с нулевой суммой. Во всяком случае, такой ее видят республиканцы. Если демократический президент и демократы в Конгрессе смогут принять любой законопроект, республиканцы рассматривают это как свое поражение и победу «врагов», которой необходимо мешать всеми возможными способами.
Этого закона ждет огромное большинство людей. Его принятие одобряют 60% рядовых республиканцев. Но их представители в Конгрессе играют в игру с нулевой суммой.
Законопроект все равно будет рано или поздно принят. Однако если республиканским сенаторам удастся затянуть его принятие до 14 марта, что вполне возможно, миллионы безработных останутся без федеральной надбавки к пособию по безработице, срок действия которой истечет в этот день. И «партия рабочего класса» (так теперь постоянно называют себя республиканцы) сможет обвинить в этом, ну, кого бы вы думали… ну, конечно, демократического президента и его администрацию!
В 2020 году Конгресс принял два закона о помощи пострадавшим от пандемии. Принимал он то, что исходило от тогдашней администрации (поскольку ничего другого Трамп бы не подписал). И принимал подавляющим большинством голосов. Демократы никакого цирка, подобного тому, который устроил сенатор Джонсон, не устраивали. Но теперь все иначе. И республиканцы будут продолжать затягивать рассмотрение законопроекта, играя в свою игру с нулевой суммой.
Интересно, что Джонсон переизбирается в 2022 году. Висконсин – свинг-штат, в котором Байден победил в ноябре прошлого года с перевесом в 20 тысяч голосов. Очевидно, сенатор считает, что воинственный обструкционизм и игра с нулевой суммой помогут ему на выборах, и люди проголосуют за «крутого парня», заставившего сотрудников аппарата Сената читать вслух 628 страниц. Это ведь, кстати, не конец. Когда это чтение закончится, Джонсон и другие республиканцы начнут предлагать бесконечные поправки к законопроекту, которые тоже будут требовать зачитывать вслух.
Республиканский сенатор Коттон из Арканзаса объявил, что требует отложить утверждение Мэррика Гарланда генеральным прокурором. После того как юридический комитет Сената рекомендовал утвердить Гарланда (в том числе 4 республиканца проголосовали «за»), его утверждение должен рассмотреть Сенат в полном составе. Если против этого нет ни у кого возражений, голосование ставится в повестку дня автоматически. Теперь из-за обструкционизма Коттона оно затянется еще минимум на неделю, поскольку потребует предварительных процедурных голосований для снятия возражений Коттона и включения вопроса в повестку дня.
Все это говорит о том, что двухпартийных решений в нынешнем Конгрессе не будет. Просто потому, что тем, кто видит политику исключительно как игру с нулевой суммой, такие решения не нужны.
Во вторник состоялись слушания на совместном заседании двух сенатских комитетов, посвященные расследованию мятежа 6 января. На слушаниях выступил и ответил на вопросы сенаторов командующий Национальной гвардией Округа Колумбия генерал Уильям Уолкер. В отличие от национальных гвардий 50 штатов, подчиняющихся губернаторам штатов, столичная гвардия подчиняется де-факто министерству обороны, а де-юре верховному главнокомандующему, то есть президенту. Генерал Уолкер рассказал о нескольких важных фактах.
● В столичной национальной гвардии есть небольшой отряд быстрого реагирования, который в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может быть задействован по приказу командующего гвардией, без согласования с министерством обороны. Накануне 6 января и.о. министра обороны Миллер запретил Уолкеру использовать отряд без согласования с Пентагоном.
● В 13:49 6 января руководитель капитолийской полиции обратился к Уолкеру с просьбой о помощи и о немедленном задействовании Национальной гвардии в связи с тем, что мятежники прорвали полицейские заслоны и ворвались в Капитолий. Уолкер обратился в Пентагон – к и.о. министра и к секретарю армии за разрешением задействовать вверенные ему подразделения.
Уолкер сказал, что гвардейцы могли быть в Капитолии и приступить к наведению порядка через 20 минут после получения приказа. Но Пентагон дал разрешение командующему гвардией на ее использование только в 17:08, через 3 часа 19 минут. В 17:28, через 20 минут после получения разрешения, гвардейцы были в Капитолии и приступили к вытеснению оттуда захвативших его мятежников.
● Генерал Уолкер сказал, что руководители Пентагона объясняли свое нежелание задействовать гвардейцев тем, что «это будет плохо выглядеть». При этом среди военных руководителей, участвовавших в обсуждении и говоривших о том, что вооруженные люди в военной форме в Капитолии «будут плохо выглядеть», был брат бывшего трамповского советника по национальной безопасности Майкла Флинна генерал Чарльз Флинн. Брат Майкл только за 2-3 недели до этого призывал Трампа ввести военное положение, чтобы отменить результаты выборов. А брат Чарльз считал, что национальные гвардейцы в Капитолии, захваченном сторонниками Трампа, «будут плохо выглядеть». Видимо, и по его мнению, и по мнению и.о. министра Миллера, банда, захватившая и разграбившая Капитолий, выглядела в глазах всего мира, наблюдавшего происходящее, лучше, чем выглядели бы национальные гвардейцы, защищающие Капитолий и членов Конгресса.
Как сообщило Politico, в четверг днем ФБР задержало бывшего сотрудника Госдепартамента, политического назначенца Трампа Федерико Клайна. Он задержан в связи с участием в мятеже 6 января. В 2016 году активно работал в предвыборном штабе Трампа, затем получил работу в Госдепартаменте.
● CNN сообщило в четверг со ссылкой на свои источники, что в рамках расследования мятежа 6 января ФБР активно интересуется данными о коммуникациях (голосовых и текстовых) между участниками мятежа 6 января и некоторыми членами Конгресса, а также сотрудниками аппарата некоторых членов Конгресса. Контакты, интересующие ФБР, происходили непосредственно 6 января, накануне этого дня и сразу после 6 января. Догадываюсь, что «некоторые члены Конгресса», о которых идет речь, принадлежат к «партии рабочего класса» (она же бывшая консервативная партия). Речь идет не о подслушанных разговорах (их никто не подсушивал), а о логах звонков и текстовых сообщений, которые следователи получили от телекоммуникационных компаний.
● Стало понятно, почему во вторник, когда в юридическом комитете Сената выступал директор ФБР Рэй, республиканских сенаторов Круза, Хаули и Ли так интересовало, следит ли ФБР за «геолокацией» по местонахождению мобильных телефонов. Вполне возможно, беспокоятся о том, что кто-то из находившихся в Капитолии мятежников был на связи с ними или их сотрудниками.
В среду государственный секретарь Блинкен выступил с речью о внешней политике США. Остановимся на ней подробнее в субботне-воскресном обзоре. Пока же заметим, что Блинкен назвал Китай главным геополитическим противником США, поскольку это единственная в мире страна, обладающая экономическим, технологическим и военным потенциалом, позволяющим ей бросить глобальный вызов сложившемуся мировому порядку. Блинкен назвал Россию вместе с Ираном и Северной Кореей странами, создающие серьезные вызовы для США (хорошая компания для России). Блинкен также сказал, что Россия и Китай используют любую возможность для того, чтобы посеять сомнения в силе американской демократии.
Leave a Reply