Пока обсуждается только возможность, идея очень сырая – никакого проработанного механизма нет, осторожничают собеседники «Ведомостей».
Тема контроля за расходами старая, напоминает один из них, но в последнее время ее обсуждение возобновилось – надо чем-то наполнять бюджет. Пока больше вопросов, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: нельзя мыслить бухгалтерски, только с точки зрения доходов бюджета. Логика у идеи есть, но не ясно, как наладить контроль, говорит другой федеральный чиновник.
От Минфина такая инициатива не исходила, говорит представитель министерства. Нельзя переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую, отмечает замминистра финансов Илья Трунин. Представитель ФНС не комментирует идею.
Данных у ФНС для такого контроля достаточно, считают чиновники. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам – для транспортного налога, рассказывает один из них, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра, можно получить и сведения о банковских счетах. Но использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам нельзя, предупреждает чиновник. Нужно обнаружить доходы, с которых не был уплачен налог, объясняет партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Сейчас НДФЛ с вмененного дохода уже взимается, рассказывает он: например, при продаже квартир, если она во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.
До 2003 г. в Налоговом кодексе были ст. 86.1–86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. В 1990-е гг. даже была специальная декларация о расходах (см. врез), вспоминает бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник, но было совершенно не ясно, как определить, откуда у человека доход: купил квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства.
На этот раз реализовать идею будет тоже непросто, признают собеседники «Ведомостей». «Самое сложное – определить доходы», – говорит бывший финансовый чиновник. «А что если у меня $100 млн кэшем под подушкой лежат?» – фантазирует он. Непонятно, за какой период учитывать доходы, рассуждает Костальгин: может, человек копил всю жизнь. По налоговым нарушениям срок давности и период проведения проверки – три года, по уголовным – 10 лет.
Leave a Reply