В общем, в фильме один из второстепенных героев – немецкий адвокат. Он выступал со стороны ГДР неофициальным посредником между востоком и западом в деле по обмену шпионами. В картине он показан этаким модным франтом, рассекающим на белом спорткаре среди развалин, то есть совершенно нетипичный персонаж для послевоенного Берлина, и уж тем более для социалистической страны. Вот меня и заинтересовало, нет ли тут попытки искажения истории?
Википедия пишет, что такой персонаж действительно существовал. В разгар холодной войны восточногерманский адвокат Вольфганг Фогель по заданию «Штази» установил контакты с коллегами на Западе и был единственным переговорщиком между двумя Германиями, которые в то время отвергали любые официальные контакты друг с другом.
Ну, посредник в таких ситуациях, дело обычное. Сторонам, которые не доверяют друг другу, без посредника никак. Но тут открылись интересные цифры. Всего с 1964 по 1989 год при посредничестве Фогеля перешло на запад:
– 150 шпионов;
– 34 тысячи политзаключенных из восточногерманских тюрем;
– 215 тысяч простых восточных немцев.
Со шпионами понятно, но, черт возьми, на кого же меняли столько политзаключенных? Неужели в ФРГ тоже сидели по тюрьмам десятки тысяч идейных коммунистов? Ответ прост – осужденных «врагов социализма» меняли не на кого–то, а на что–то – на валюту, то есть фактически продавали. Всего за их освобождение ФРГ заплатила 2,7 млрд долларов. По сегодняшнему курсу с учетом инфляции это примерно по 400 тысяч долларов за голову в среднем. В реальности, конечно, важную роль играли такие критерии, как семейное положение, состояние здоровья и профессия. К примеру, врачи и инженеры стоили дороже… Обычная такая торговля заложниками на государственном уровне.
Справедливости ради стоит отметить, что только первую партию из 8 заключенных продали за наличные. За остальных ФРГ расплачивалась дефицитными в ГДР товарами. Тем не менее, для страны с полудохлой экономикой и без залежей ценных ископаемых получался неплохой источник пополнения бюджета.
Я не хочу ни на что намекать или делать далеко идущие выводы. Но немцев не зря изображают рачительными хозяевами, у них есть чему поучиться. Своими гражданами нужно дорожить, нельзя упускать задаром ценный ресурс. Особенно квалифицированных (сиречь платежеспособных) граждан. Особенно в условиях нехватки валютных поступлений.
Что же до самого Вольфганга Фогеля, то, видимо, и ему какие–то крошки перепадали, то есть Спилберг не так уж сильно и приукрасил. После объединения Германии Фогелем занялись прокуроры. Его обвиняли в шантаже желающих эмигрировать из Восточной Германии и в том, что он распродавал собственность эмигрантов намного ниже рыночной стоимости. Однако, Верховный суд Германии в итоге оправдал его по всем обвинениям. Умер Фогель 21 августа 2008 года в своём доме в Шлирзе в Баварии в кругу родных и близких от сердечного приступа.
Leave a Reply