В западной прессе появился ряд статей, прямо или косвенно связанных с предстоящим саммитом президента США Дональда Трампа с президентом России Владимиром Путиным в финском Хельсинки. Авторы призывают Трампа, в частности, выступить в защиту Украины и при этом высказывают опасения, что Путин может убедить Трампа принять его позицию. А президент Украины Петр Порошенко желает Трампу успеха в том, чтобы «поставить Путина на место».
«Как Трамп может на самом деле сделать саммит с Путиным успешным», ‒ такие рассуждения публикует в рубрике «Идеи» в издании Time Эвелин Фаркас, бывшая заместитель помощника министра обороны США по делам России, Украины и Евразии (2012-2015), а ныне исследователь «Атлантического совета», исследовательского центра в США. По ее словам, Трамп встретится с Путиным 16 июля «вопреки лучшим интересам США, наших союзников и международного порядка».
Автор считает, что Трамп может попытаться «очаровать» Путина сладкими словами ‒ хотя, по ее мнению, не будет иметь практического положительного влияния на политику Кремля. Наоборот ‒ это, скорее всего, подтолкнет Путина к «решительному усилению действий, враждебных интересам США, таких как восстановление влияния России в пределах 19-го века, уничтожение провозглашенного ООН права на защиту невинных гражданских людей от деспотических руководителей и давление на международное сообщество для снятия санкций с России», говорится в статье.
Фаркас считает, что для того, чтобы достичь успеха на саммите, Трамп должен сделать ряд шагов. И начать он должен с ультиматума Путину из-за вмешательства властей России в демократию США и с предупреждения, что в случае дальнейших таких действий США усилят действующие санкции против России до уровня санкций против Северной Кореи или Ирана. Также Трамп должен сообщить Путину, что коалиция из 68 стран, которая борется в Сирии против группировки «Исламское государство», не уйдет из этой страны, «пока не будет создан план перехода власти, чтобы заменить диктатора Башара Асада на его месте».
Также, отмечает бывшая чиновник США, Трамп должен выступить в защиту принципа нерушимости границ и напомнить Путину, что большинство нынешних санкций против России вызваны военными интервенциями и оккупациями со стороны Кремля. «Вопросом должен стать территориальный суверенитет Украины, начиная с аннексии Россией Крымского полуострова 2014 года. Это также Грузия, где 20 процентов ее международно признанной территории находится под российской оккупацией, и Молдова, где Россия держит в регионе Приднестровья около двух тысяч своих военных на протяжении последних 25 лет», ‒ говорится в статье.
«Пока российские войска не будут выведены, по крайней мере из Украины, санкции не только будут сохранены, но и со временем будут усиливаться» ‒ такую позицию предлагает Фаркас для Трампа.
И добавляет: «Если бы только так было. Потому что если президент Трамп не проведет этих четких границ для Кремля, а только отступит, встревожит наших европейских союзников и устроит международный спектакль, то можно ожидать, что Кремль будет испытывать решимость НАТО и США. В таком случае можно ожидать поддерживаемых Россией демонстраций в странах Балтии, движений российских войск в Грузии, Молдове и Украине… Это превратит саммит в очередную победу для Путина, сделает его действия нормой и придаст смелости ему и его кремлевским клептократам».
«Очаровывающее наступление» даст обратный результат ‒ но есть вещи, которые Трамп может сделать»
Взгляд вполне противоположного содержания на предстоящий саммит предлагает в издании The Washington Post Дэвид Креймер, бывший помощник государственного секретаря США по делам демократии и прав человека в администрации Джорджа Буша-младшего (2008-2009). Он также известен как президент правозащитной организации «Дом свободы» (Freedom House) в 2010-2014 годах и как автор книги «Возвращение к политике сдерживания: как вести дела с путинским режимом» (2017). Его статья в рубрике «Взгляды» называется «Путин собирается обмануть Трампа в Хельсинки. И вот как».
В отличие от автора предыдущей статьи, Креймер считает, что это Путин обратится к Трампу со словами похвалы и лести. А все проблемы в американо-российских отношениях Путин сбросит на предшественника Трампа Барака Обаму. «Трамп и сам уже говорил, что это Обама разрешил Путину забрать Крым. Путин же скажет, что это Обама наложил санкции на Россию и обвинил Москву во вмешательстве в выборы», ‒ говорится в статье.
«Это Обама и европейцы стояли за революцией в Украине, будет утверждать Путин, и привели к перевороту, сбросившему предыдущего президентаВиктора Януковича. Это не оставило Путину другого выбора, кроме как вмешаться, чтобы защитить российских граждан в Крыму. Наконец, скажет Путин, в Крыму же говорят на русском, и Крым на самом деле в любом случае принадлежит России ‒ на это, по сообщениям, обращал внимание и сам Трамп на встрече «Группы семи» в прошлом месяце», ‒ пишет автор.
«А чтобы получить поддержку Трампа для создания российской сферы влияния, Путин будет утверждать, что Россия имеет значительно большие интересы в регионе, чем США. Представьте, что всех проблем можно было бы избежать, если бы Обама не лез не в свои дела и держался подальше от Украины, будет утверждать Путин. И не забывайте, добавит он, что сообщение о выплатах бывшему руководителю кампании Трампа Полу Манафорту из окружения Януковича, которые являются элементом нынешней «охоты на ведьм» против Трампа, происходят из Украины», ‒ прогнозирует Креймер.
Кроме того, считает он, Путин также сыграет на очевидном желании Трампа разрушить международный порядок последних семи десятилетий, включая такие институты, как НАТО, Европейский союз, Всемирная торговая организация и «Группа семи». «Путин заявит, что только Трамп имеет достаточно отваги, чтобы отбросить эти устаревшие институты и создать вместо них новые основы ‒ которые должны заложить две великие державы, Россия и США, во главе с их нынешними великими руководителями. Их встреча в Хельсинки открывает путь для обоих «сделать историю». А меньшие страны, будет утверждать Путин, только стоят на пути к общему светлому будущему», ‒ пишет исследователь. И иронично добавляет: «А если это все не сработает, Путин имеет такие-сякие имения на берегу моря, которые может предложить Трампу».
При этом Креймер предостерегает: «Самое страшное в этом всем ‒ что это действительно может произойти так… Можем только надеяться, что непредсказуемость Трампа не даст сбыться этому мрачному прогнозу».
Филипп Кроули, бывший помощник государственного секретаря США: «Дэвид Креймер подает слишком правдоподобное изображение в Washington Post того, как может развиваться разговор Трампа с Путиным в ущерб интересам национальной безопасности США. Путин хорошо подготовится, чтобы получить выгоду из инстинктов Трампа»
С пожеланиями Трампу в его усилиях «поставить Путина на место» выступил президент Украины Петр Порошенко. «Ничто не может встать между Украиной и ее европейскими стремлениями», ‒ так называется его статья в рубрике «Взгляд» делового издания The Financial Times. «Встреча на следующей неделе в Хельсинки между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным подтвердит, что Украина стоит на передовой европейской и трансатлантической политики», ‒ надеется украинский руководитель.
Порошенко напоминает, что эта встреча состоится в двадцать восьмую годовщину провозглашения украинским парламентом Декларации о государственном суверенитете Украины (это случилось 16 июля 1990 года ‒ ред.) ‒ по его словам, «шага, с которого начался путь Украины к независимости». «Вызовы, стоящие перед нашей страной, гигантские, но сейчас не время ослаблять давление на Россию. Это стало бы признанием слабости. Вместо этого мы должны четко дать понять, что ценности и принципы свободного мира не будут подорваны… Настало время для конкретных действий», ‒ подчеркнул президент Украины.
По его словам, по собственному опыту он знает, что «ничего Кремль не боится больше, чем нашего единства и решительности». «Полная интеграция Украины в европейскую и трансатлантическую систему является самой большой угрозой для российской агрессии», ‒ считает он.
Поэтому, заявил Порошенко, он намерен превратить европейские стремления Украины в глубокие альянсы с Европейским союзом, а в области политики безопасности ‒ призвать к укреплению связей Украины с НАТО.
Leave a Reply