Итак, первое и самое главное ощущение — стране в обозримом будущем капец. Представилась возможность поездить по глубинке России. С официальным визитом побывал в Невеле, Великих Луках, Кунье и Торопце, а также в деревнях этих районов. Основной целью был фестиваль воздухоплавания.
Я знаю, что в Москве все хорошо, и в городах-миллионниках тоже нормально. Даже рядовые областные центры могут предложить своим жителям более или менее нормальные условия. Но прорва людей живет в городках-райцентрах и селах. И вот там — ад.
Я думаю, 2-3 поколения, и провинциальной России в средней полосе просто не останется. У нас в машине был атлас с картосновой примерно 20-летней давности. Выбирая тот или иной медвежий угол, мы часто приезжали в никуда. Еще обозначенные деревни теперь попросту не существуют — и это даже не брошенные дома, а бурьян и деревья. Дома сгинули в землю, сгнили, растворились и ничего уже не напоминает о былом.
90% дорог внутри районов — направления, последний раз знавшие инструмент дорожника еще при Брежневе или Горбачеве. Полное разрушение транспортных и, как следствие, экономических и социальных связей. Горстки людей, проживающих, например, в деревнях Куньенского района, разбросаны по лесам и буеракам и никуда не перемещаются в принципе. Не на чем и нет дорог.
Второе ощущение: люди ничем не заняты. Я сейчас про деревни, не города. Практически нет огородов, не видно ремонта жилых домов, прочей хозяйственной деятельности. Я не знаю, что там с плодородием почв, но с плодородием рук и голов точно беда.
Третье ощущение: принятие ситуации как нормальной местным населением, какое-то отрицание реальности (уверен, сейчас как раз такие ребята появятся в комментах). Я не знаю, как там было при совках, но теперь в России принято считать, что говно по шею — это нормальная ситуация и другой не будет. Выражение «какие у вас плохие дороги» вызывает реакцию примерно «зато никто чужой не проедет».
Неблагоустроенные города, поселки (про деревни уж молчу) — это ровно то, на что согласны местные жители (и власть, которая вроде не от бога, а от народа). Заметьте, я не хочу очернить Россию, мне вообще довольно фиолетово до них, но разница между белорусской и российской ментальностью поразительна! Что это — азиатские гены? Выходит, белорусам когда-то повезло побыть частью Европы и мы на этом еще выезжаем уже какое столетие?
Четвертое ощущение: общий упадок местной экономики. В магазинах все завалено белорусскими товарами, обработанных полей нет, не видно действующих ферм и сельских хозяйств. В википедии читаю про какой-то район «действующих производств нет, существует заготовка древесины». В районе! В районе не могут вырастить мясо и надоить молока!
И наконец. Я уже говорил выше, но теперь раскрою мысль шире. Россию погубит вот это ощущение «нормальности» и «отрицания реальности». То, что паровоз на всех парах мчит ко дну — очевидно, но не для местных жителей и власти.
Я даже больше скажу, в России все плохо с бытовым патриотизмом — любви к себе и своей родине вот здесь, в Луках, Кунье и Торопце. Где-то там есть Москва, ядерные ракеты и крымнаш, однако зона комфорта (это именна та, на которую мы и распространяем свою любовь и усилия) сужена даже не до пределов участка вокруг дома, а собственно дома и машины. Большой белый джип у покосившегося забора — это нормально для местных жителей.
В общем плане зона комфорта русских сужена до Москвы и городов-миллионников. Что там за МКАДом? Есть ли жизнь? Наверное, нет.
Как ни грустно это говорить, но эта страна обречена. Россия неспособна переварить свои гигантские просторы, но отрицает этот факт.
И еще: я был бы рад заблуждаться.
Денис Блищ.
Leave a Reply