В воскресенье 23 сентября через Керченский пролив под аркой Крымского моста прошли из Черного в Азовское море два следовавших из Одессы вспомогательных судна ВМС Украины — морской буксир A 830 «Корец» и корабль управления A 500 «Донбасс».
Фактически этот проход был пробным шаром на реакцию российской стороны, которая долгое время заявляла о том, что никакие военные суда через Керченский пролив и свои якобы территориальные воды вокруг оккупированного Крыма не пропустит.
Что касается боевой ценности, то корабль управления «Донбасс» (бывшая плавучая мастерская ВМФ СССР ПМ-9 проекта 304 польской постройки 1970 г.) будет базироваться в Бердянске (новой базе ВМСУ на Азовском море) и использоваться в качестве штабного корабля, плавучей базы бронекатеров и плавучей казармы. До строительства полноценной базы с казармами и технической частью это хотя бы временный, но выход.
Переход каравана вызывал нездоровый интерес со стороны российских вооруженных сил, причем на всем протяжении перехода из Одессы. Два стареньких корабля постоянно сопровождались не только кораблями и катерами Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, но и Черноморского флота ВМФ России.
В частности, вскоре после выхода из Одессы украинские суда были взяты на сопровождение средним разведывательным кораблем ССВ-201 «Приазовье» Черноморского флота России. У побережья Крыма украинский караван постоянно сопровождался российским пограничным сторожевым кораблем «Аметист» проекта 22460 и одним из кораблей Черноморского флота.
Проход Керченского пролива был осуществлен украинским караваном в сопровождении четырех кораблей и катеров Пограничной службы ФСБ России и двух катеров проекта 03160 («Раптор») и буксира СБ-739 Черноморского флота. Один из пограничных сторожевых кораблей продолжил сопровождение и в Азовском море.
Кроме тог,о во время прохождения у побережья Крыма в Черном море наши суда неоднократно облетались российскими истребителями Су-27 и Су-30СМ, а также противолодочным самолетом Бе-12.
С нашей стороны из порта Бердянска на встречу кораблям отправились малые бронированные артиллерийские катера P177 «Кременчуг» и P178 «Лубны». Одновременно в районе вблизи Керченского пролива для контроля ситуации барражировал самолет-разведчик Boeing RC-135V Военно-воздушных сил США.
И еще один интересный момент — наше командование военно-морского флота заявляет, что на прохождение каравана не запрашивалось разрешение от россиян. По всей видимости это было именно так как российские СМИ пишут только о том, что лоцманскую проводку украинских военных судов по Керченскому проливу осуществила служба из Керчи предприятия «Крымские морские порты». Если бы реально был бы запрос на разрешение на проход, то я думаю что мы увидели бы распечатки во всей красе. А так россияне действовали в рамках международного морского права и соглашений по статусу Азовского моря, согласно которому они и пропустил наши военные корабли вне очереди и обеспечили необходимым сопровождением лоцманской службы.
Сам факт прохода весьма показателен и может означать еще и то, что наше военно-политическое руководство прорабатывает самые разные варианты усиления азовской флотилии. В том числе и, например, за счет переброски через Керченский пролив сторожевых судов типа «Айленд», история с получением которых из США должна вскоре благополучно завершиться.
На сегодня же кроме двух бронекатеров проекта 58155 «Гюрза-М», каждый из которых оснащен двумя боевыми модулями «Катран-М», недавно переброшенных по суше в Бердянск, Украина располагает только 18 кораблями и катерами береговой охраны из состава Мариупольского отряда морской охраны (бывший 23-й отряд морской охраны, который до марта 2014 года дислоцировался в Керчи (оккупированный Крым).
Самый крупный из судов — пограничный сторожевой катер проекта 205П «Тарантул» с собственным названием «Донбасс» (BG-32). Среди прочих — реквизированная в 2010 году у турок шхуна «Оникс» (BG-59), бывшая «Баба Хасан», пять катеров морской охраны проекта «Гриф», 7 малых катеров проекта «Калкан» и четыре малых катера проектов Galia 640, UMS 600 и UMS 1000. Все они имеют максимум легкое вооружение и малую мореходность.
Что касается дальнейших планов, то естественно никто в Украине в здравом уме не рассматривает вариант прямого столкновения с российским Черноморским флотом, который хоть и является самым слабым из имеющихся, однако тем не менее вооружен довольно современным вооружением, в том числе ракетами «Калибр».
Основным противником наших катеров может стать «флот ДНР», который ныне базируется в Новоазовске. Хотя сейчас он представляет собой просто пару-тройку вооруженных рыболовных шхун, однако несколько лет назад проходила информация о том, что Россия может передать своим марионеткам несколько современных катеров. А не связанные международным правом «моряки ДНР» могут начать реальные пиратские действия по типу сомалийцев. Вот для того случая и стоит Украине держать достаточно сильную морскую группировку.
С другой стороны, кардинально изменить ситуацию с блокированием россиянами гражданских перевозок в порты Мариуполь и Бердянск сможет только появления противокорабельных ракет «Нептун» в морском и береговом варианте (а лучше еще и в авиационном).
Однако до тех пор — по самым оптимистическим оценкам это весна 2019 г. — нам придется играть по российским правилам. Время от времени нанося исключительно медийные «оплеухи», по типу той что мы фактически в прямом эфире наблюдали вчера.
Leave a Reply