«План такого прорыва, решительного продвижения вперёд по каждому направлению <…> поручено сформировать правительству», — сказал он: эта работа сделана, проекты готовы, объемы финансирования подсчитаны.
«Всем заместителям председателя правительства совместно с Минпромторгом нужно в короткие сроки определить, какие виды машин и оборудования, какие технологии потребуются для реализации национальных проектов, какие производства и центры компетенций надо будет дополнительно развернуть, какие задачи поставить перед нашими научными, исследовательскими и инжиниринговыми структурами, а Внешэкономбанку, другим институтам развития — предусмотреть финансирование таких проектов», — заявил Путин.
ВЭБ, «Газпром», «Ростех», «Ростелеком», «Роснефть», «Росатом» и другие структуры с госучастием должны проработать предложения по «финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы прорыва», сказал президент, добавив, что «именно для таких целей» госкомпании «и создавались в конечном итоге».
«Это полный Госплан, только ухудшенный и примитивизированный», — комментирует итоги совета экс-зампред ЦБ, старший научный сотрудник Института Брукингса Сергей Алексашенко.
На госпланирование настроена вся бюджетная и экономическая конструкция, соглашается директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. «Мы повышаем налоги, потому что лучше вас знаем, куда инвестировать деньги», — описывает принцип он.
Новый госплан, рывок за счет мобилизованных денежных ресурсов — такие идеи популярны в оборонке, у советских промышленников, в силовых ведомствах, пишетзавотделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.
Задания, обязательные для исполнения, бюджетные деньги под госзаказ продукции, гарантии на получение кредитов банков, находящихся под контролем государства, перечисляет он.
Единая система контроля за производстенными цепочками уже создается на базе Минпромторга, писал в 2017 году замглавы ведомства Глеб Никитин.
Государственная информационная система промышленности (ГИСП), основанная на технологиях анализа больших данных (big data), должна консолидировать все потребности рынка, распределять заказы, следить за ходом выполнения поручений.
К сожалению, успешных примеров технологических скачков за счет госпланирования в мире нет, констатирует директор Центра IT-исследований РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев: чем больше система, тем меньше ее эффективность, а главное — никакое цифровое планирование не может спрогнозировать спрос и в конечном счете развитие.
На страновом уровень этим занимается лишь Северная Корея, но общество там развивается медленно и живет плохо; возрожденный госплан будет так же неэффективен, как советский, только на цифровом уровне, уверен Брауде-Золотарев.
Leave a Reply