1 июля исполняется 36 лет портативному плееру Sony Walkman. Едва ли этот коммерчески успешный бренд нуждается в длинных представлениях. Впрочем, его история показывает, из какого сора подчас вырастают гениальные изобретения.
По официальной версии, главным идеологом Walkman’ов был почётный директор и основатель Sony Акио Морита, которому хотелось наслаждаться оперной музыкой во время транстихоокеанских авиаперелётов. Но молва утверждает, что главным стимулом для такой разработки был дамоклов меч увольнения, который навис над головой дивизиона по выпуску магнитофонов, инженером Нобутоси Кихарой после провальной попытки предложить рынку полноценный компактный стереомагнитофон.
Не сказать, чтобы тот агрегат, представленный публике в 1978 году был совсем плох. Но модель с названием ТС-Д5 вышла громоздкой и дорогой, около 1000 долл. И успехом у публики она не пользовалась.
Нобутоси Кихара собрался было сделать харакири, но тут взгляд его упал на диктофон Sony Pressman, снискавший популярность у журналистов именно из-за компактности. Эврика, сказал инженер на чистом японском языке, и взялся за напильник с паяльником.
Первым делом он выбросил из Pressman’а встроенный динамик и всю записывающую начинку. Правда, впопыхах оставил стереомикрофон в корпусе, но тут же решил выдать баг за фичу. Кнопку «запись», чтобы не возиться с переделкой корпуса, переименовал в «hot line», а её функцией назначил напрямую транслировать звук с микрофона в наушники. Мол, это позволит слышать собеседника, не отрываясь от прослушивания любимой композиции.
И ещё одно следствие цейтнота. На корпусе Pressman’а было два гнезда — для подключения внешнего микрофона и для наушников. В первом Walkman оба разъёма остались, поэтому можно было использовать две пары «ушей». В рекламных материалах эта забывчивость объяснялась заботой о друзьях: «слушайте музыку вместе».
По древней самурайской традиции, прототип устройства Нобутоси Кихара как-то сумел пропихнуть в кабинет Акио Мориты, который и вправду был меломаном. Тот лично протестировал девайс около года и остался доволен. Меж тем на пятки уже наступали конкуренты, и полусырой продукт был спешно запущен в серию. На прилавках магазинов он появился 1 июля 1979 года.
Кстати, перед началом продаж Walkman’ы раздали нахаляву журналистам. Те новинку не оценили, посчитав, что магнитофон без функции записи не будет пользоваться спросом. Прошлись они и по бренду, причём так ехидно, что перепуганные японские маркетологи выпустили новинку под разными фирменными наименованиями в Британии, Соединенных Штатах и Швеции — Freestyle иSoundabout.
Но в итоге Walkman покорил сначала Японию, спустя год — США, а затем и весь мир.
Что ж, профессионалы тоже ошибаются, а вот желание угодить начальству действует безошибочно.
Leave a Reply