На кухне ресторана гостиницы Ramat Rashel Hotel в Иерусалиме каждый салатный лист моется с особой тщательностью, просеивается каждое рисовое зернышко — не дай бог попадется испорченное.
Каждый кусок мяса проверяется на соответствие кашруту — системе ритуальных правил, определяющей соответствие чего-либо требованиям еврейского Закона. В частности, кашрут содержит и свод религиозных предписаний, связанных с пищей.
Отвечает за проверку Иаков Асулин. Ежедневно он вместе как минимум с двумя другими контролерами следит за строжайшим соблюдением поварами ресторана стандартов кошерной пищи.
Иаков не является работником гостиницы. Его работодатель — Главный раввинат Израиля, высший религиозный орган страны, ответственный за регулирование всех аспектов религиозной жизни, включая свадьбы и разводы.
«Его работа очень трудна, поскольку ему приходится следить за всеми работниками разом, чтобы все шло надлежащим порядком, происходило вовремя и соответствовало строгим правилам кашрута», — говорит менеджер Ramat Rashel Hotel Ланнон Полон.
«Вы не можете перемешать столовые приборы, вы не можете смешивать определенные продукты, разумеется, вы не можете готовить мясное с молочным. Многим туристам подобные правила трудно понять», — поясняет Полон.
«Большинство людей в мире об этом даже не задумывается. Они едят молочное и мясное вместе — чизбургер, стейк вместе с мороженым. Мы в этом вопросе довольно консервативны», — продолжает менеджер отеля.
Гостиница оплачивает труд контролеров напрямую. Это обходится примерно в 23 тысячи шекелей (около 6100 долларов) в месяц.
- Кошер — термин, который чаще всего применяется для обозначения пищи, приготовленной согласно иудейскому своду правил питания, определяемых кашрутом. Также относится к заведениям общественного питания, эту пищу готовящим.
- В частности, строго регламентируются методы забоя скота и птицы, правила приготовления пищи, порядок содержания кухни и кухонной утвари, а также раздельного хранения и употребления определенных видов продуктов.
- В Израиле, где большинство населения составляют евреи, рестораны по закону не должны в обязательном порядке быть кошерными. При этом кошерные рестораны преобладают в районах, где проживают ортодоксальные иудейские общины.
- Согласно правилам, кошерный ресторан в Израиле должен быть сертифицирован только Главным раввинатом страны. Процесс сертификации может оказаться дорогостоящим.
В последнее время в Израиле нередки споры по поводу сертификации кошерных заведений общепита. Некоторые рестораторы считают, что религиозные органы страны оказывают на них слишком сильное давление.
Рабби Аарон Лебовиц основал Проект альтернативного контроля за соблюдением кашрута. У них тоже есть инспекторы. Как утверждают представители проекта, они предлагают лучший сервис за меньшие деньги.
«Годы монополии Главного раввината привели к развитию коррупции в самом худшем ее проявлении, поскольку не было никакой конкуренции», — говорит Лебовиц.
По его словам, из-за этого существенно снизилось качество контроля, в то время как стоимость труда контролеров стала неоправданно высокой.
«Если вы хотите предотвратить мошенничество, не нужно концентрировать всю власть в руках одного правительственного агентства. Если вы хотите предотвратить мошенничество, нужны проверки, нужна прозрачность, нужно разрешить конкуренцию», — считает рабби.
Сегодня Проект альтернативного контроля за соблюдением правил кашрута сертифицирует 23 ресторана. Можно ли это считать успехом?
«Изменения должны идти не сверху вниз, а снизу вверх. Иными словами, общество должно вновь обрести контроль над собственной самостоятельностью, над личными вопросами, связанными с верой и религией. И если в ходе этого процесса формируется движение, парламент и суды должны начать к этому приспосабливаться, поскольку это именно то, чего хотят простые люди», — рассуждает Лебовиц.
Однако Главный раввинат Израиля убежден, что он единственный должен проводить подобную сертификацию.
«Министерство здравоохранения не разрешает людям, не имеющим необходимой квалификации, оказывать медико-санитарные услуги», — говорит Моше Даган, руководитель Главного раввината.
«Если кто-то вдруг заявит о том, что хочет быть альтернативой министерству здравоохранения или министерству транспорта, как на это должно отреагировать государство? Вы не можете проводить приватизацию в областях, за которые отвечает государство. В противном случае каждый может заявить: «Я хочу приватизировать государственные институты», — считает Даган.
Вот почему любая идея об альтернативной системе по надзору за соблюдением кашрута сталкивается активным противодействием.
Как постановил ранее в этом году Верховный суд Израиля, ни один предприниматель не имеет права утверждать, что его пища кошерная, без соответствующего сертификата Главного раввината.
Однако для посетителей ресторана Arbes, который специализируется на приготовлении хумуса и входит в число заведений общепита, сертифицируемых Проектом альтернативного контроля за соблюдением кашрута, это не имеет никакого значения.
«Я знаю, что Главный раввинат берет с предпринимателей кучу денег за сертификацию, и мне кажется, что эти деньги идут не по верному адресу», — говорит Нитцан Бен Шайя, пришедший отведать хумуса с компанией студентов.
«Я считаю, что малому бизнесу следует создать собственную систему сертификации, и что так будет лучше для всех нас и для израильской экономики в целом», — полагает Нитцан.
«Они держат под контролем всю систему, и согласиться с этим трудно. Мы ведем светскую жизнь. Мы хотим быть иудеями и при этом принимать решения сами. Мы не хотим, чтобы кто-то диктовал нам, как поступать «, — добавляет он.
Тем не менее, правила есть правила, и они по-прежнему действуют — в этом можно убедиться на рынке Махане Иегуда в центре Иерусалима.
На всех продуктовых прилавках, во всех ресторанах можно увидеть сертификаты, выданные Главным раввинатом, с написанным на них словом «кошер».
На любом альтернативном сертификате этого слова нет.
Все это свидетельствует о том, насколько глубоко разделен Израиль в вопросе о роли религии в общественной жизни страны.
http://www.bbc.com/russian/features-37613029?ocid=socialflow_twitter
Leave a Reply