В конце января Дональд Трамп вступил в Белый дом на правах нового американского президента и судя по всему это будет серьезный поворот не только в экономике США, но и в политике. Слухи вокруг этого события ходят самые разные, но на фоне того, что республиканцы получили большинство в Сенате и Конгрессе, не сложно догадаться, что большинство инициатив Трампа будут реализованы. И если во внутренней политике все более-менее ясно, то внешняя выглядит в своих проявлениях очень противоречивой.
Слухи о том, что бывший советник Никсона Генри Киссинджер едет в Москву договариваться с Путиным, оказались на страницах как западной, так и российской прессы. В России эта весть вызвала ажиотаж и радостное настроение, как знак того, что Трамп протягивает руку Путину и предлагает забыть более ранние обиды между США и Россией. В то же время два других утверждения Трампа заставили призадуматься в Европе. Это его заявление, что Европе больше следует «рассчитывать на свои силы», а также просьба к Израилю «еще месяц потерпеть». Кабинет Нетаньяху считает, что Трамп окажет максимальную поддержку его политике как внутри страны, так и в вопросах израильских поселений, не смотря на преимущественно негативную реакцию мировой общественности, что подтвердила и резолюция ООН на днях.
Но обо всем по порядку.
Россия.
Странный союз с Россией, который неофициально предлагает Киссинджер и ряд других советников, может вызвать целый ряд напряженностей. Утверждение Киссинджера, что дружба с Россией поможет остановить Китай уже не ново, но зададимся вопросом — где? Где и как Россия сможет помочь остановить Китай? В Сибири? Чем в этом отношении может помочь 14-я экономика Мира в борьбе с 2-й (или уже первой) экономикой? Логичнее было бы в этой ситуации ориентироваться на Японию, которая при определенных условиях вместе с Южной Кореей и США вполне может умерить амбиции Китая в Желтом и Южно-Китайском море. Только тихоокеанский флот этих двух государств сопоставим с флотом Китая. Именно такая линия выстраивалась до момента прорыва китайской блокады Никсоном, включая и ряд других государств, в частности Тайвань. Но недальновидная политика Никсона-Киссинджера, в свое время приведшая к усилению Китая до первой экономики Мира и второй армии мира, закончилась массовым строительством морских баз и китайских авианосцев, а товары «made in China» заполонили американский рынок.
Однако от Трампа ни слова про поддержку Японии и Кореи. Вместо этого он разрушает договор по транстихоокеанскому партнерству, который по его мнению «угрожает экономике США», игнорируя новые возможности в купировании китайской экономики на основе нового фронта, состоящего из экономик перспективных развивающихся и развитых стран. Основа неплохая, но уже в прошлом. Так же похоронен и Трансатлантический договор. Создается впечатление, что Трамп дает России некий карт-бланш, с тем, чтобы она могла играть более значимую роль в Европе, что на фоне кризиса ЕС, инспирируемого российскими спецслужбами, приведет к уменьшению экономической и политической роли США в Европе, и ее большему изоляционизму. Вероятнее всего, при таком подходе, европейцам будет глубоко фиолетово уже через несколько лет отношение США к Европейским политическим процессам, а американским товарам будет сложнее туда добраться.
Из истории стоит вспомнить масштабные переговоры Никсона с Брежневым и договора по ОСВ-1-2, а также по ПРО. В тех же мемуарах Киссинджера можно обнаружить причины такого решения. Ну например — договор по ПРО было решено реализовать в первую очередь потому, что Никсону не удалось убедить Конгресс в необходимости развития противоракетной обороны в США. Его администрация в итоге провалила этот проект и чтобы как-то выкрутиться предложила договор по ограничениям противоракетной обороны. Это в действительности был подарок для СССР, который оттянул его конец на фоне гонки вооружений из-за сглаживания «политики сдерживания» Трумена-Эйзенхауера и внедрения политики «разрядки».
Напомним — за 7 лет до договора ПРО в СССР не хватало хлеба для всех в магазинах, а в результате СССР получит за период 1973-1980 годов немало американских долларов для укрепления своей армии, а также ряд новых технологий. Договора же по ОСВ привели к развитию колоссального арсенала ядерных носителей среднего и малого радиуса, учет которых был осложнен, если не практически невозможен. Именно после договоренностей Брежнева-Никсона, в которых принимал участие и советник Киссинджер ядерный арсенал СССР по сравнению с американским вырос вдвое.
Сейчас же Киссинджер едет якобы с миссией дружбы в Россию, теперь уже чтобы остановить Китай. Результат кажется предсказуем. Если это сочетать с политикой изоляционизма и внутреннего протекционизма, несложно догадаться, что роль США в международной политике будет сжиматься, а выставить Россию, у которой основные интересы в Европе против Китая, у которого основные интересы в Тихом океане и Средней Азии маловероятно.
Ближний Восток.
Трамп предлагает руку помощи Израилю, но не говорит как он ему поможет. Дело в том, что Обама и так подписал договор о военной помощи Израилю в объеме 35млрд. долларов на ближайшие 10 лет. Именно «рукой помощи» Израилю является невмешательство США в войну в Сирии, где по мнению Нетаньяху «наши враги убивают наших врагов». Однако на этом фоне отношения между Белым Домом и Тель-Авивом оставались весь период прохладными в первую очередь в связи с нерешенным вопросом строительства израильских поселений. Правые Израиля настаивают на расширении израильского влияния. Трамп собирается их поддерживать, при этом похоже игнорируя страны Залива и ближайших соседей Израиля. А вот в странах Залива возникает другой более серьезный очаг напряженности.
Давнее противостояние Ирана и Саудовской Аравии в данный момент уже превратило богатейшее арабское государство в осажденную крепость. На севере и Западе — ИГИЛ. С другой стороны Залива — Иран. На Юге война в Йемене, поддерживаемая тем же Ираном. Фактически шейхи залива находятся в окружении враждебных им сил. Это при том, что Иран еще пол года назад занимался созданием ядерного оружия, а Саудовская Аравия фактически им владеет, согласно договоренности с Пакистаном в свое время профинансировав его ядерную программу. По факту может получится рискованная игра с нефтью, итогом которой будет рост ее стоимости, при том, что в связи с поддержкой политики Нетаньяху вряд ли удастся снизить напряженность в арабо-израильских отношениях. Здесь скорее можно сказать, что мирный договор евреев с арабами отодвигается на неопределенный срок. Зато Израиль и НАТО получат крупную военно-морскую базу РФ в Средиземном море у себя под носом, о чем уже 200 лет мечтает Российская империя.
Европейский Союз и НАТО.
Мне одному кажется, что после падения и распада ЕС, следом точно также развалится и НАТО? Мне одному кажется, что это цель Путина и Кремля? И нужно заметить, что Европа медленно, но движется по этому сценарию. Кнутом и пряником, используя «ле-пенов » и «йоббиков», Россия рвется в Европу, стремясь восстановить свою Империю в границах 1914 года. И Трамп почему-то ей в этом помогает. «Санкции не работают, хакеры нас не атаковали, Европа должна больше рассчитывать на себя». Обычно разговор о том, что «Европа должна больше рассчитывать на себя» заканчивался Мировой Войной. Только вот сейчас такая война уничтожит не 60 миллионов человек, а 6млрд. И политика Обамы, возможно не лучший вариант в сравнении с политикой «сдерживания», но она более действенна, чем политика «равновесия сил», которую по сути предлагает Трамп в поддержке одних против других. Следствием могут быть этапы, связанные с развалом сначала ближневосточной коалиции и выходом с Ближнего Востока США. Затем снижение экономической роли США в Европе. После этого — распад НАТО в связи с значительно возросшими противоречиями (тут достаточно только выхода из НАТО Франции и Германии). Затем возникновение региональных союзов и конфронтация. Тогда для России вопрос Прибалтики и Украины скорее всего будет решен в ее пользу. Ну а Китай сможет этой ситуацией воспользоваться и в своих интересах.
Конечно, это пока не реалии, но если в администрации Трампа появится такой советник, как Киссинджер, это тревожный звонок. Напомню, что именно Киссинджер в ответе за самое больше предательство Америки — захват Южного Вьетнама Северным, не смотря на обещания поддерживать южан.
Как на этом фоне будет выглядеть экономическая политика Трампа? Пока сложно сказать. Конечно у него есть ряд интересных решений по налогообложению и отмене подзаконных актов для бизнеса. Но, к примеру, более жесткая иммиграционная политика возможно повлияет негативно на американскую экономику. Дело в том, что американцы как и во многих других странах не очень-то и любят работать. С другой стороны согласно статистике, до 30% научных работников и инженеров в США — прямые эмигранты.
Что будет происходить с Америкой Трампа станет ясно, вероятнее не раньше апреля, а пока весь мир все еще с надеждой смотрит в пустоту, которая сейчас образовалась в международной политике, и которую активно заполняют собой прямые американские конкуренты.
Виктор Шевчук. Русский Еврей.
В конце января вступил?