Как Сирия постепенно переходит под контроль Ирана, а в Иерусалиме развязалась борьба между турецкими и иорданскими спецслужбами, рассказывает бывший сотрудник израильской разведки Александр Гринберг.
Казавшаяся относительно стабильной экономико-политическая ситуация в Иордании начинает резко меняться. Главная причина – поток беженцев из Сирии, который наводнил Хашимитское королевство. Миллион сирийских беженцев, спасшихся и от запрещенного в России ИГИЛа, и от правительственных войск Асада, живут в тяжелейших условиях в лагерях беженцев на территории Иордании.
И до этого экономическое положение в Иордании было непростым: королевство ничего не производит, и подданным короля Хусейна очень трудно найти хоть какую-то работу. А сирийские беженцы, согласные на любую работу и за гораздо меньшую плату, чем иорданцы, фактически вытесняют их с рынка труда, способствуя еще большей безработице среди местного населения.
Как следствие, в июле по королевству прокатились массовые волнения: иорданцы недовольны массовыми увольнениями и безработицей, ростом цен на товары и услуги первой необходимости, например, бензин, а также затеянной властями налоговой реформой, которую тонкая и едва народившаяся прослойка иорданского среднего класса считает несправедливой.
Израильское руководство и военные ведомства пристально следят за ситуацией в Иордании, поскольку эта страна – ближайший сосед еврейского государства, а король Хусейн может считаться относительным союзником Израиля, хотя до 70 процентов населения Иордании составляют бывшие палестинские беженцы, настроенные крайне антисемитски.
В такой непростой внутриполитической ситуации правящие элиты и спецслужбы королевства, костяк которых составляют бедуины, считающие себя единственными «подлинными иорданцами», в отличие от пришлых палестинских беженцев, ведут хитроумную и вполне циничную двойную игру, необходимую им, прежде всего, для собственного выживания. С одной стороны, иорданские армия и спецслужбы, являющиеся, вероятно, самыми профессиональными в арабском мире, находятся в тесной координации с армией и разведкой Израиля. И для еврейского государства неоценимо важны агентурная работа, которую ведет иорданская служба Общей разведки среди исламистов разных мастей, а также рычаги воздействия на палестинцев, которыми обладает Хашимитское королевство.
С другой стороны, поскольку основное население Иордании – палестинцы, власти страны вынуждены тщательно скрывать своё сотрудничество с «сионистским агрессором», вредящее имиджу короля среди подданных, и напоказ критиковать и осуждать Израиль. Да и внутри страны проводить, по сути, антисемитскую политику: напомним, что согласно иорданской конституции, еврей до сих пор не может занимать правительственную должность. Но это, впрочем, не мешает иорданскому королю кататься на своей яхте вдоль Эйлата. Восток – дело тонкое.
Разумеется, в международной политике бесплатных обедов не бывает. В ответ на помощь иорданцев Израиль соглашается на их незримое присутствие в Иерусалиме и особый статус на Храмовой горе, находящейся и по сей день под управлением иорданского монарха.
Одним из примеров скоординированной работы израильских и иорданских спецслужб стала осуществленная несколько дней назад Армией обороны Израиля эвакуация 800 членов сирийской гуманитарной организации «Белые каски» в Иорданию. Однако иорданские СМИ, как и руководитель самих «Белых касок», продолжая славную традицию двойных стандартов, позабыли упомянуть, что спасательная операция была проведена израильской армией. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что и МИД Франции тоже «забыл» упомянуть Израиль, выражая благодарность за спасение «Белых касок».
Продвижение сирийских правительственных войск, наблюдаемое все последние месяцы, напрямую бьет по Иордании: чем больше территорий на юге Сирии берёт под свой контроль армия Асада, тем сильнее поток гражданских беженцев в Хашимитское королевство, так как арабы-сунниты не хотят жить под шиитским господством, под которое они неизбежно попадут – ведь ни для кого не секрет, что основной состав правительственных войск Асада укомплектован иранцами, чье влияние на Сирию становится безгранично.
Хашимитское королевство, равно как и Израиль, очень опасается появления подконтрольных Ирану формирований, в том числе и группировки «Хезболла», на своих северных границах. А это неизбежно по ходу дальнейшего продвижения правительственных сирийских войск, поскольку подконтрольные иранцам формирования инкорпорированы с состав армии Асада. Поэтому Иордания заинтересована в скорейшем прекращении военных действий в Сирии. Тем более что королевство тут на передовой и является, по сути, «буферной» зоной между Израилем и территориями Ирака и Сирии, на которых орудуют исламисты различных направлений.
В этот тонкий баланс интересов, сложившийся между Израилем и Иорданией, недавно начала вбивать клин Турция, чье влияние и военная операция в Сирии только ширится. Турецкий президент Эрдоган, судя по его действиям, является приверженцем идеологии «Братьев-мусульман», и его опасаются во всех арабских столицах, поскольку видят в радикальном исламе угрозу для своего умеренно-консервативного правления. Почти откровенная поддержка Эрдоганом группировки ХАМАС и других исламистов, организация пропагандистской работы, рассылка агентов влияния и разведчиков на палестинские территории и в восточный Иерусалим и другая подрывная работа привели к почти открытой борьбе в Иерусалиме между иорданскими и турецкими спецслужбами с молчаливого одобрения израильских спецслужб и грозят разрушить и без того хрупкий мир в Святом городе.
Leave a Reply