Чем дальше на восток от Ирана – тем меньший интерес проявляют израильские востоковеды к расположенным там странам. Например, очень мало работ и исследований посвящено Афганистану — несмотря на его стратегическое значение и то, сколь важные игроки вовлечены в происходящее там.
Между тем, со времен советского вторжения в 1979 году и по сей день эта страна многим кажется очень привлекательным местом для реализации своих геополитических интересов. Афганистан — племенное государство, и всегда был объектом торговли сверхдержав: они успешно натравливали одни племена на другие. США сегодня заинтересованы сократить свое присутствие в Афганистане. Взамен Россия наращивает там свое влияние.
После развала СССР и прекращения холодной войны Россия пыталась интегрироваться в семью западных государств. Сегодня это покажется безумным, но сам Путин не отрицал возможности того, что в 2013 году Россия войдет в НАТО! Однако уже в 2007 году российский президент произнес в Мюнхене речь, ставшую символом его разочарования этой короткой попыткой. И в том же году путинский режим выработал другие основные внешнеполитические принципы, которыми Россия руководствуется по сей день и которые приведут, в конечном итоге, к выходу США из договора 1987 года о ликвидации ракет средней и малой дальности – то есть к отказу от документа, который в свое время символизировал окончание гонки вооружений.
В 2007 году Путин согласился на присутствие американского контингента в Центральной Азии, предположив, что совместная борьба с экстремизмом и терроризмом в Афганистане служит интересам самой России. А сегодня появляются все новые свидетельства тому, что Россия поддерживает Талибан и усиливает его — деструктивную силу, способную ввергнуть в хаос целое государство — ради того, чтобы снова бросить вызов Западу.
Официальная риторика Кремля полна опасностей, реально угрожающих России – таких, как международный терроризм и радикальный ислам. Кроме них, в список входят афганский наркотрафик и нелегальная иммиграция. Но за этим официозом можно разглядеть и основную стратегию — если внимательно проанализировать политическую деятельность российского руководства на этом направлении.
Считая Талибан террористической организацией, Россия приняла у себя его представителей. Подобное нельзя толковать иначе, как выпад в сторону США и НАТО. 20 сентября в Москву прибыли представители правительства Афганистана и Талибана, чтобы начать переговоры между собой.
Американцы пытались помешать России провести у себя переговоры между Талибаном и правительством Афганистана: как для того, чтобы не дать ей укрепить свой статус в этом регионе, так и потому, что, по их мнению, Россия сама сначала создает террористическую угрозу, а затем изобретает способы борьбы с ней. К такому выводу они пришли, следя за действиями России в Сирии, где она сражалась не с «Исламским государством», а с протурецки настроенными суннитами и повстанцами, поддерживаемыми саудовцами. Так что, по мнению американцев, русские постоянно создают проблемы, а затем спешат предложить себя для их окончательного решения. Потому в США опасаются, что и в случае с Афганистаном Россия сама создала проблему, а теперь предлагает себя в качестве честного посредника, пытаясь усадить Запад за стол переговоров.
Но Россия воспользовалась тем, что Вашингтон отказался вести переговоры с талибами. Правда, после того, как Белый дом узнал, что Кремль подозревают в поставке оружия талибам, представитель Талибана заявил, что высокопоставленный американский дипломат в Южной Азии, Элис Уэллс, проводила с ними предварительные переговоры о прекращении боевых действий в Афганистане. Со ссылкой на тот же источник агентство AP сообщило, что бывший президент США Барак Обама перевел 200 тысяч долларов суданской НКО, связанной с “Аль-Каидой”. И действительно, в июне 2018 года стороны договорились о прекращении огня. Но уже в августе кровопролитные бои возобновились с новой силой в районе города Газни, где погибли десятки солдат и полицейских.
Правительство Трампа заинтересовано в том, чтобы вывод американских войск прошел как можно спокойнее. Американские военные прекрасно помнят атаку талибов на базу Шахина в Мазари-Шарифе, осуществленную 21 апреля 2017 года и ставшую самым смертоносным ударом из всех, нанесенных ими по военным базам в Афганистане. А около месяца назад, 20 октября 2018 года, там был ликвидирован Абдул Разак, начальник полиции Кандагара на юге Афганистана. Его застрелил собственный телохранитель, открыв огонь по высокопоставленным лицам после встречи с командующим военным контингентом США, генералом Скоттом Миллером. Абдул Разак считался одним из ключевых игроков в стране, и его убийство стало серьезным ударом по поддерживаемому Западом правительству Афганистана, и явным сигналом талибов — Западу.
Россияне же оправдывают свою поддержку Талибана тем, что нуждаются в нем для борьбы с ИГ. И тем, что США предоставляют им ложную информации о численности боевиков ИГ в Афганистане. Россияне используют и общественное мнение в США, которое однозначно настроено на сокращение американского присутствия в этой стране.
С другой стороны, Афганистан может стать для них самих серьезной головной болью: ведь если поддержанный ими Талибан распространит свое влияние на Таджикистан и Узбекистан, которые граничат и с Афганистаном, и с Россией, то радикальная суннитская ось сможет проникнуть внутрь самой России. По этой оси многие террористы смогут пересечь Центральную Азию, вплоть до российской территории.
Кремль понимает, что если США выйдут из Афганистана, ему придется самому разбираться в царящем там хаосе. Потому россияне пока ограничиваются лишь мелкими выпадами в сторону американцев. Некоторые предполагают, что Путину нужно не увеличение влияния в Афганистане, а демонстрация всему миру провала американцев, которые за столько лет войны так и не смогли усадить стороны за стол переговоров.
Есть и другое мнение. По словам Мэтта Диринга, старшего научного сотрудника вашингтонского университета национальной безопасности (NDU), усиление России в Афганистане не стало неожиданностью. И более того – возможно, мир увидит русских за спиной Талибана на нескольких фронтах уже в ближайшем будущем.
Евгений Клаубер – для «Деталей».
Москва будет помогать кому угодно если это будет вредить США и Западу