Владельцы крупнейшего частного банка в России предлагали конкурентам купить его, в том числе государственному ВТБ и итальянскому UniCredit, сообщила во вторник газета Financial Times. Слухи о возможной продаже Альфа-банка циркулировали на рынке в последние месяцы, в банках все отрицали, передает BBC.
Издание ссылается на семь источников, знакомых с ходом переговоров. По их данным, совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман просил за Альфа-банк 7-8 млрд долларов, «что соответствует его балансовой стоимости в 7,1 миллиарда долларов».
Это были неофициальные обсуждения, и ни одно из них так и не продвинулось. По информации Financial Times, переговоры с итальянским банком начались и закончились больше года назад, а с ВТБ проходили несколько месяцев назад.
Представитель Альфа-банка отрицает факт переговоров, пишет газета. «Абсолютно ничего не произошло. Продать банк сейчас нереально с многих точек зрения. Одна из них заключается в том, что мы получаем 13-14% прибыли на капитал и не хотим продавать [банк]», — сказал он.
В конце ноября председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил журналистам, что у госбанка нет ни аппетита, ни запаса капитала для покупки Альфа-банка. «Я вам абсолютно честно скажу: мы не покупаем Альфа-банк, — говорил он, — в ближайшие три года, по крайней мере».
Financial Times напоминает, что западные санкции оказали серьезное влияние на российский банковский сектор. По мнению издания, такие госкомпании, как ВТБ, в этой ситуации выглядят наиболее вероятными покупателями.
В прошлом году три крупных частных банка России — «Открытие», Промсвязьбанк и Бинбанк — стали государственными. Дальнейшая консолидация государства в этом секторе считается неизбежной, отмечает издание.
Летом этого года Фридман нанял бывшего заместителя руководителя розничного подразделения ВТБ Владимира Верхошинского, напоминает Financial Times. Ему было поручено подготовить банк к возможной продаже, утверждает источник издания.
В августе Верхошинский занял пост главного управляющего директора Альфа-банка, в октябре стал первым заместителем председателя правления банка.
«У нас Верхошинский ушел, и сразу начались слухи на ровном месте», — говорил Костин.
Русская служба Би-би-си направила запросы в ВТБ, Unicredit и Альфа-банк.
Фридман является налоговым резидентом Великобритании, а его партнер Петр Авен владеет особняком в Суррее. Их дети учились в британских школах и Йельском университете. Однако санкции помешали компании LetterOne, совладельцем которой является Фридман, приобрести прибыльные сланцевые активы в Техасе, напоминает Financial Times.
Фридман, Авен и другие акционеры Альфа-банка стали фигурантами «кремлевского доклад» — это список высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, подготовленным министерством финансов США. Этот документ напрямую не вводил санкции, но в апреле этого года против бизнесменов Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга, которые также были в списке, были введены санкции.
В мае Фридман и Авен выступили на закрытом ужине в Атлантическом совете — это известный американский аналитический центр, сотрудником которого, например, является Андерс Ослунд, который консультировал составителей «кремлевского доклада». Согласно американским СМИ, во встрече участвовали представители минфина США и крупных компаний.
Позже пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Авен и Фридман в Вашингтоне представляли интересы своего бизнеса, а не России в целом.
В августе конгрессмены США представители законопроект новых санкций против России, который предусматривал «блокировку и запрет транзакций» с собственностью и в интересах крупнейших российских финансовых институтов с госучастием. В их числе Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Газпромбанк. Но, по мнению представителей банковского сообщества, такие меры поставят под удар весь российский банковский сектор и частные банки.
Слишком много госбанков
В начале октября Авен, занимающий пост председателя совета директоров Альфа-банка (он один из его основателей), читал лекцию в МГИМО и рассказывал, что одной из главных проблем российского банковского сектора стала высокая доля государства.
«Это очень большая проблема, я надеюсь, что их доля [госбанков — Би-би-си] хотя бы не будет расти», — говорил он. При этом Авен отказался общаться с журналистами на этом мероприятии.
За последние годы присутствие государства в банковском секторе резко выросло. Это связано с «чисткой» Центрального банка: с 2013 года лицензии потеряли несколько сотен банков.
В 2017 году в России были санированы сразу три крупнейших частных банка — «Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк. «Открытие», которое еще летом 2017 года был крупнейшим частным банком, и Бинбанк перешли под контроль ЦБ. Промсвязьбанк в результате санации стал опорным банком для гособорозона заказа и кредитования оборонно-промышленного комплекса.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сразу после санации «Открытия» обещала как можно скорее продать банк частным инвесторам. Затем подобные обещания делали и другие представители Центрального банка. Банк «Открытии», согласно стратегии банка, выйдет на рынок лишь в 2021 году: тогда планируется продать 20% акций.
Несмотря на заявления представителей регулятора о необходимости ограничить долю госсектора, ВТБ активно скупает частные банки. В начале октября стало известно, что ВТБ договорился о приобретении 81% акций Саровбизнесбанка, работающего в Нижегородской области, а до этого банк купил «Возрождение», работающий в Московской области. Оба банка будут в 2020 году интегрированы в структуру ВТБ, сообщает РБК.
Leave a Reply