Раед Салех
Пять лет было Раеду Салеху, когда он вместе с родителями покинул деревню Себастия в Самарии и переехал в Германию. Сегодня одному из ведущих политиков немецкой столицы слегка за сорок, он возглавляет фракцию СДПГ в Берлине, где социал-демократы весьма влиятельны.
По иронии судьбы, именно мусульманин возглавил усилия по восстановлению синагоги Фраенкелуфер в иммигрантском районе Кройцберг. Ортодоксальная синагога, возведенная чуть более ста лет назад в барочном стиле, вмещала когда-то две тысячи прихожан, но сильно пострадала в ходе Хрустальной ночи 9 ноября 1938 года. Руины были снесены лишь в конце 1950-х, и на сегодняшний день в уцелевшем крыле функционирует только бывшая молодежная синагога, ставшая домом для еврейской консервативной общины.
Американские солдаты-евреи молятся в синагоге Фраенкелуфер, 1945
Несколько месяцев назад Салех встретился с молодыми евреями за фалафелем и спросил, чем он может поддержать растущую общину, в которую влились за последние годы выходцы из Израиля и США, бывшего СССР и Южной Америки. С главной проблемой — отсутствием свободных площадей — определились быстро.
«Когда мы проводим большие мероприятия и отмечаем праздники, здание просто трещит по швам», — жалуется один из прихожан синагоги в пятом поколении. Катастрофически не хватает места для молитв, лекционных комнат и помещения для детского сада.
Вникнув в ситуацию, Раед Салех собрал попечительский совет, в который, кроме евреев, вошли христиане и мусульмане, чтобы собрать 24 миллиона евро, необходимые для восстановления главного крыла здания. «Когда-то Берлин разрушил стену между Западом и Востоком, — заявил политик в ходе недавнего визита в синагогу. — Сегодня мы должны разрушить стены ненависти. Растущий антисемитизм и исламофобия, нетерпимость по отношению друг к другу — это не может продолжаться».
Уцелевшее крыло синагоги (слева) и проект реконструкции главного здания (справа)
Глава фракции СДПГ подчеркивает, что реакция на проект была исключительно положительной. В ряде мусульманских общин даже выступили с инициативой сбора средств на восстановление синагоги после пятничных молитв. «В конце концов, это больше, чем просто синагога: это символ единства религий, культур и традиций», — заявил в этой связи Раед Салех.
План работ энтузиасты пока не утвердили, но речь не идет о точной исторической реконструкции храма. Один из проектов предлагает воспользоваться концепцией архитектора синагоги Александра Беера, сгинувшего в Терезиенштадте, но воспроизвести ее в белом цвете, что символизировало бы еврейский мир, разрушенный нацизмом.
Что касается роли, которую играет в этой истории выходец из палестинской деревни, то она не смущает прихожан, для которых Салех — просто берлинец. Напротив, символично, что восточный Кройцберг считается одним из наиболее мусульманских районов немецкой столицы, и именно здесь появится новый очаг еврейской жизни, восстанавливающий прерванную традицию.
Leave a Reply