Еще год назад никому не пришло бы в голову задаться вопросом, сколько израильтян сидит в тюрьмах по всему миру. Но дело Наамы Иссахар, которая на память об Индии решила провезти через три границы пакетик гашиша, сделало актуальными сразу три вопроса – кто, где, за что?
Не будем снова вдаваться в подробности дела Наамы, которая благополучно вернулась домой из московской тюрьмы после того, как обе стороны – российская и израильская – разыграли многоходовую политическую комбинацию, где каждая получила свой навар: мачо Путин временно приобрел образ милосердного сострадальца, а циник и популист Нетаниягу выжал море слез у своих избирателей, которые еще громче закричали «Только Биби!»
Наама стала только пешкой в большой политике, где торговля людьми и обмен заключенными – привычное дело. Она могла выйти раньше, если бы Израиль экстрадировал русского хакера в Москву, а не в Нью-Йорк. Но прессинг «дяди Сэма» оказался сильнее прессинга «дяди Вовы», который со зла санкционировал зверский судебный приговор.
Кстати, о дядях: Наама могла бы в гробовой тишине сидеть в тюрьме, если бы не ее дядя, работающий… шофером главы правительства Биньямина Нетаниягу.
Только цифры
Так сколько же израильских граждан сидит в тюрьмах разных стран? Ответ зависит от того, кого спросить.
МИД Израиля сообщил, что один из его отделов поддерживает связь с родственниками 400 израильтян, оказавшихся в зарубежных тюрьмах.
Газета «Макор ришон» увеличивает общую цифру до 560.
А в новостном выпуске 12-го телеканала, на фоне национального фестиваля по поводу возвращения Наамы, появилось большое электронное табло с цифрой 628. Потом появились другие цифры – по странам.
Больше всего израильтян отбывает срок в США – 168, в России – 66, в Южной Африке – 60, в Европе – 54, в Украине – 41, в Турции – 17, в Японии – 11, в Индии – 7, в Иордании – 2.
Это – неполный список, так как достоверно известно, что израильские граждане отбывают тюремные сроки в Тайланде, Франции, Перу, Эквадоре, Грузии и ряде других стран.
153 израильтянина сидят за наркотики (контрабанда и наркоторговля), 35 – за убийство, 20 – за сексуальные преступления.
Естественно, что в разных странах за наркотики наказывают по-разному. Так, в Перу двум израильтянкам-сверстницам Наамы светит многолетний срок за контрабанду 23 кг кокаина. В Турции израильтянина приговорили к десяти годам тюрьмы за ввоз растения гат (кат). В то же время в либеральной Дании две другие молодые израильтянки за ввоз 74 кг того же гата получили полгода лишения свободы. Наконец, в Иордании был приговорен к четырем месяцам тюремного заключения израильтянин, у которого обнаружили наркотики – в дополнение к тому, что он нелегально проник на территорию королевства.
Самолетный прецедент
Израильтяне известны своей безалаберностью и легкомыслием. Поэтому после армейских сборов не всем приходит в голову вытряхнуть содержимое здоровенной сумки, чтобы проверить, не завалялся ли там патрон, а то и целая обойма. С таким компроматом их уже ловили на разных границах, но, к счастью, все обходилось мелкими неприятностями.
Совсем другое дело – наркотики. Кошмар турецкой тюрьмы адекватно показан в американском фильме «Полуночный экспресс», до сих пор запрещенном в Турции. А в Тайланде могут казнить.
Легко себе представить, с каким напряженным вниманием следили 628 израильских заключенных за перипетиями дела Наамы Иссахар. И все задавались одним и тем же вопросом: почему она? Почему не они?
На вопрос «почему она?» ответил сам глава правительства Израиля, сказав, что продолжение ее заключения «могло повредить нашим отношениям с Россией».
Ответ на вопрос «почему не они?» гораздо сложнее. Наркоторговцам, контрабандистам, убийцам и педофилам рассчитывать не на что. Но, по всей вероятности, среди израильских заключенных могут быть те, кому по разным причинам необходимо срочное вмешательство еврейского государства. Тем более, что сейчас установлен прецедент.
Подумать только: глава правительства не прилетел в Москву с государственной миссией – он гонял самолет с многолюдной свитой туда и обратно, как «попутку» для освобожденной заключенной, чтобы успеть вернуться вместе с ней в прайм-тайм к вечернему выпуску новостей.
Лучше всего — в американской тюрьме
Если Нетаниягу войдет во вкус, то на одном лишь авиатопливе и заграничных отелях налогоплательщики потеряют миллионы. А ведь главу правительства теперь ждут все, кто сидит за решеткой в России, в Америке, в Тайланде, в Индии. Всюду.
До начала 2000-х этими вопросами занималось не государство, а один-единственный человек с символическим именем Херут Лапид («факел свободы»). Он навещал заключенных в разных странах, покупал им самое необходимое, уговаривал начальство не зверствовать, а порой ухитрялся их освобождать или хотя бы добивался уменьшения наказания и улучшения условий содержания. Но в 2015 году Лапид умер, «факел свободы» погас и теперь израильским заключенным приходится снова надеяться только на Всевышнего.
Между прочим, по условиям содержания евреев в тюрьме Америку не догнать: мало того, что в тамошних тюрьмах всегда есть кошерная еда (без которой так страдала Наама), обязательная синагога, неограниченные визиты раввина и возможность изучать Тору, но, – слушайте, слушайте! – благодаря канонам иудаизма, еврейские зэки могут даже выйти на свободу. Пусть временно, пусть совсем коротко, но могут.
Много лет назад покойный американо-еврейский журналист и политзаключенный Моррис Шепс описал, как в канун Рош ха-Шана он объяснил начальнику тюрьмы важность еврейского обряда «ташлих» (ивр. букв. «ты выбросишь»), который надо обязательно проводить около водоема, куда символически выбрасывают все человеческие грехи. И начальник согласился. В результате, к изумлению и зависти всей тюрьмы, пятеро евреев, закутанных в талиты, с молитвенниками в руках, вышли за ворота тюрьмы, трубя в шофар на всю округу, и понесли свои грехи к ближайшему пруду.
Как договориться с Грузией?
Зависимость российского суда никого не удивила, тем более, что дело Наамы было скорее политическим, чем уголовным. Но кто бы поверил, что в Грузии вот уже два года сидит в тюрьме израильтянин Моше Бен-Давид, которого арестовали за наличие… одного грамма (!) лекарства «Тоботекс», выписанного в Израиле по рецепту. Его тоже обвинили в контрабанде наркотиков и приговорили к восьми годам лишения свободы.
Израильский МИД и источники в правоохранительной системе сообщили, что они в курсе дела и прилагают все усилия, чтобы помочь Бен-Давиду, попавшему в тюремную больницу, вернуться в Израиль. Как показывает практика, содействие МИДа ограничено консульскими услугами и гуманитарной помощью.
Для тех, кто дочитал до этого места, совершенно очевидно, что прямо сейчас глава правительства Израиля должен взять жену и свиту, и немедленно вылететь в Тбилиси, чтобы не повредить нашим отношениям с Грузией.
А из Грузии наш премьер может полететь в Тайланд, где около трех лет сидит в тюрьме Нати Хадад, чья мать спросила: «Почему глава правительства не вмешался? Один его телефонный звонок королю мог все изменить. Король любит Израиль и все время дает помилование. Чем мой сын отличается от Наамы Иссахар?».
Хадад отличается тем, что его обвинили в руководстве нелегальной клиникой для израильских путешественников, открытой на паях с местным врачом. Его приговорили к 1,5 годам, а когда он вышел на свободу, дали еще 4 года за выдачу лекарств без рецепта.
Великолепная семерка-2
Два года назад в Израиле появилась группа из семи человек, выходцев из боевых частей ЦАХАЛа, которые поставили целью спасать (в буквальном смысле слова) израильтян из тюрьмы. Их главное условие в том, чтобы клиент не сидел в цивилизованной стране со справедливым судом. Стоимость операции, начиная с рекогносцировки до отправки клиента домой, составляет от 120 до 300 тысяч долларов. Им уже удалось устроить побег из тюрьмы восьмерым заключенным в Мексике, на Кубе, в Колумбии и в ЮАР.
В ЮАР клиент попросил разрешения пойти в туалет, где одним ударом свалил на пол охранника и вылез из окна, за которым его ждала машина с шофером и фальшивый паспорт. Через полчаса он уже был в аэропорту и вылетел в Израиль.
Но это, скорее, стандартный сюжет голливудского фильма. А в реальности мы имеем дело с сотнями израильских граждан, которых никак не назовешь «узниками Сиона» ни в поэтическом, ни в сионистском смысле слова. Они не боролись за возвращение в Сион, а покинули его в поисках лучшей жизни — и оказались в тюрьме.
В дополнение к семерке «спасателей» стоит создать группу профессиональных юристов, которая занялась бы тщательным изучением дел израильтян в тюрьмах всего мира, чтобы выяснить, кому нельзя помочь, а кому — можно и нужно.
Такую группу легче всего создать при уже существующем «Юридическом форуме за Эрец Исраэль», ведь, в конце концов, единственное, о чем мечтают все израильтяне за решеткой — вернуться в Эрец Исраэль.
Владимир Лазарис, «Детали»
Leave a Reply