Выходец из России Евгений Афинеевский снял фильм о папе римском Франциске
Вслед за бразильским режиссером Фернанду Мейреллишем и его немецким коллегой Вимом Вендерсом фильм о папе Франциске снял выходец из России Евгений Афинеевский.
В игровой комедии «Два папы» (The Two Popes) Мейреллиша и документальной саге «Папа Франциск. Человек слова» (Pope Francis: A Man of His Word) Вендерса представлены отдельные черты характера и действий понтифика. Афинеевский решил посвятить свою картину «Франческо» (Francesco) острейшим проблемам католичества и всего человечества, показав их сквозь призму незаурядной личности нынешнего папы римского.
Выходец из России, живший в Израиле, а 22 года назад переехавший в США, Евгений Афинеевский (Evgeny Afineevsky) начал съемки этого фильма в 2018 году и завершил, несмотря на все сложности из-за пандемии ковида, в 2020 году. Мировая премьера состоялась на Римском кинофестивале. Картина доступна подписчикам стримингового сервиса Discovery+.
Масштаб личности
В Линкольн-центре, в зале Элинор-Бунин-Монро, состоялся специальный пресс-показ фильма «Франческо», после которого состоялся диалог Евгения Афинеевского и документалиста Майкла Мура, который признался, что не переступал порог кинотеатра с марта 2020 года.
«Меня попросили провести это обсуждение, и я согласился, – начал Майкл Мур. – Почему? Меня воспитывали в католической семье, и у меня, как вы понимаете, к религии сложное отношение. В 14 лет я попросил у родителей разрешения уйти из дома, чтобы поступить в семинарию и стать священником. Они сопротивлялись, но я сказал, что меня посетило озарение. А когда ты говоришь такое набожным родителям, им трудно что-то возразить».
«Вы живете в Студио-Сити (район Лос-Анджелеса), да? – продолжал Мур, обращаясь с собеседнику. – Какую католическую церковь вы там посещаете?»
Евгений Афинеевский поддержал заданный Муром шутливый тон: «Мне как еврейскому юноше надлежит посещать синагогу. Что касается католической церкви, то в последнее время мне приходилось чаще всего бывать в Соборе св. Петра в Риме».
Он напомнил Муру, что они встречались на кинофестивале в Торонто в 2015 году, где тот показывал политическую сатиру «Куда бы еще вторгнуться» (Where to Invade Next), а Афинеевский презентовал ленту «Зима в огне» (Winter on Fire) о Революции достоинства на Майдане, которая удостоилась там приза зрительских симпатий, а позже попала в число номинантов на премии «Оскар» и «Эмми».
Для следующего своего фильма «Плач из Сирии» (Cries from Syria) Евгений провел несколько месяцев в Сирии, охваченной кровавой гражданской войной. Фильм показали на Санденсе, он получил ряд престижных наград.
«После съемок в Сирии со всеми жестокостями войны у меня был период психологического кризиса, – рассказал Евгений. – Посттравматический синдром, ночные кошмары. И мне очень захотелось чего-то светлого, человечного, вселяющего надежду. Мне посоветовали изучить историю нынешнего папы римского Франциска. Чем пристальней я вглядывался в него, тем отчетливей понимал масштаб его личности, – личности человека, озабоченного не только религией, но и глобальными вызовами, стоящими перед человечеством – изменениями климата, иммиграцией, расизмом и нетерпимостью».
Без мате
Режиссер, продюсер, драматург и актер Евгений Афинеевский родился в 1972 году в Казани. Эмигрировал в Израиль из СССР в 1991 году, за несколько месяцев до распада страны. В 1994 году начал творческую карьеру, выступил продюсером более 30 мюзиклов и постановщиком нескольких спектаклей в Израиле. В 1999 году переехал в США. Спродюсировал несколько игровых фильмов. В 2009 году вышел его режиссерский кинодебют – комедия «Ой, вэй! Мой сын гей!» (Oy Vey! My Son is Gay!), собравшая более 20 наград на фестивалях в США и в других странах. Последовавшие за дебютом два полнометражных документальных фильма «Зима в огне» и «Плач из Сирии» (Cries from Syria) стали событиями в документалистике и получили большой международный резонанс. «Я очень ценю свободу слова, которую я обрел в Америке», – сказал Афинеевский.
Майкл Мур получил мировую известность благодаря сенсационной и провокативной природе его фильмов-расследований. Поэтому не удивительно, что ему пришлась по душе откровенность и дерзость его более молодого коллеги, который впрямую касается в фильме о понтифике таких чувствительных проблем, как гражданские браки представителей ЛГБТQ-общины, иммиграция, экономическое неравенство, религиозная нетерпимость и климатический кризис.
Как одобрительно заметил Мур, начать рассказ о папе римском с его взглядов на глобальную катастрофу с климатом – совершенно правильное решение режиссера. «Это сразу привлекает к понтифику внимание, настраивает на должный лад», – сказал он.
Франциск (по-итальянски Francesco), до избрания папой римским в марте 2013 года носил имя Хорхе Марио Бергольо. Он аргентинец, родился в 1936 году в Буэнос-Айресе. 266-й папа римский, первый в истории папа из Нового Света и первый папа-иезуит.
«Интересно, что по диплому нынешний папа – химик, до поступления в семинарию он работал в химической лаборатории, так что его научный подход к экологии и энвайронменту не должен никого удивлять. – объяснил Евгений. – Известно, что его родители очень хотели, чтобы он стал врачом. Я невольно проецирую это на мою семью. Как часто бывало в еврейских семьях в советское время, меня подталкивали к карьере медика или адвоката. До отъезда в Израиль я учился в медицинском институте. Любопытно было узнать, что примерно такие же приоритеты царили и в католических семьях».
По словам Афинеевского, папа Франциск – «консерватор, но во многих важных сферах жизни он настроен вполне революционно».
«Да, и это поразительно! – подхватил тему «революционного консерватизма» папы Майкл Мур. – Особенно для иезуита. После его шокирующих высказываний об атеистах и гомосексуалистах, которым он, судя по всему, не отказывает в гражданских правах на Земле и в загробной жизни в раю, я бы не удивился, если бы его охрана стала проверять суп перед тем, как подавать ему на стол».
«Вы знаете, самый популярный напиток в Аргентине – чай мате, – заметил Афинеевский. – Так вот уже несколько лет служба безопасности папы запрещает посетителям приносить мате на аудиенцию, поскольку они его угощали, а он не умеет отказывать».
Курьер или послание
Кинокритик «Нью-Йорк таймс» Бен Кенигсберг в своей рецензии упрекнул фильм «Франческо», назвав его вторичным и бесформенным. «Он (фильм) сосредоточен на послании, а не на курьере, – пишет критик, – это, видимо, созвучно скромности Франциска, и фильм выступает как канал для распространения идей (папы) относительно окружающей среды, беженцев и взаимоотношений между религиями… Это упущенная возможность показать ежедневную деятельность папы и, возможно, демистифицировать отдельные элементы папства».
Ежедневную деятельность Франциска фильм демонстрирует вполне детально. Папа показан как неутомимый, несмотря на почтенный возраст, путешественник. Он отправляется в самые горячие точки планеты, – от Ирака, переживающего последствия долгой войны, до острова Лампедуза, перевалочного пункта для нелегальных иммигрантов из Африки, и до американо-мексиканской границы, где строилась стена, любимое детище бывшего президента Трампа. В начале декабря, как сообщил Афинеевский, папа планирует ехать в Грецию, на остров Лесбос, где сложилась критическая обстановка с беженцами.
Как заметил Афинеевский, папе приходится порой идти на трудные компромиссы, как, впрочем, всякому современному лидеру, от каждого слова которого зависит столь многое. Когда понтифик побывал в Мьянме, то по просьбе властей он не упоминал в своих выступлениях название народа рохинджа, которых фактически изгоняют из страны из-за религиозной нетерпимости (рохинджа исповедуют ислам). Приехав в Бангладеш, куда хлынули тысячи рохинджа из Мьянмы, он попросил прощения у многострадальных беженцев.
«Папа очень прямой человек, – сказал Афинеевский. – Простой, скромный, говорит от души, от сердца. В прошлом месяце, когда он летел из Венгрии, он снова повторил свою мечту, чтобы у всех людей были равные права. Он повторяет эту мысль каждый раз, когда его записывают на камеру… И вы можете убедиться по фильму, что он всегда говорит с тобой прямо».
Искоренить насилие
Как подчеркнул Афинеевский, папа Франциск делает очень многое, чтобы выявить случаи сексуального насилия и коррупции в католической церкви на всех уровнях и сурово наказать виновных. Эта тема, очень болезненная для Римско-католической церкви, подробно затронута в фильме.
«Перемены требуют времени, – заметил Евгений. – Папа делает шаг за шагом в этом направлении. Ведь вначале, базируясь на подготовленных ему ложных сведениях, он отрицал сокрытие правды (относительно священников-педофилов). Когда же открылось истинное положение вещей, он публично извинился, признал свою ошибку. Его задача – полностью искоренить сексуальное насилие и практику его замалчивания. Я – Папа, сказал он мне, но я, в первую очередь, священник. Для меня все люди равны, независимо от пола, религии, цвета кожи и сексуальной ориентации. Недавно он заявил, что выступает против дискриминации ЛГБТQ-общины, и поддержит соответствующие изменения в гражданском кодексе. Он помогает жертвам сексуального насилия. Приглашает этих людей в специальные комитеты, которые по его настоянию Ватикан создает для расследования таких случаев. Папа наградил двух журналистов агентства Рейтерс за расследование попыток сокрытия сексуальных преступлений в церкви».
Отдельной линией в фильме проходит судьба чилийского гея Хуана Карлоса Круса, который стал жертвой священника-педофила. «Он провел много часов в Ватикане, – сказал режиссер, – беседуя по душам с Папой, который уверил его, что ему не надо стыдиться своей ориентации, а следует полагаться на любовь Господа. А священник-педофил был лишен сана».
Слова Папы в фильме о гомосексуальных союзах, знаменующие заметный отход от канонов Римско-католической церкви, вызвали горячую дискуссию в прессе и соцсетях. Некоторые люди считают, что слова понтифика искажены. У режиссера для них один совет: смотрите фильм и слушайте подлинные слова папы Франциска.
«Папа привнес в дела церкви небывалую прежде прозрачность, – сказал Евгений. – В первую очередь, в расследование случаев сексуального насилия, в чем обвиняются сотни католических священников в разных странах. Он открывает возможности церковной карьеры женщинам. Так, он недавно назначил женщину на второй по важности пост в администрации Ватикана (речь идет о монахине Рафаэлле Петрини. – О.С.)».
Кусок пирога
Как Евгению удалось заслужить доверие понтифика, поинтересовался Мур.
«Когда я приступал к проекту в 2018 году, – рассказал Афинеевский. – в Ватикане мне дали понять, что ничего не обещают, в том числе и интервью. Я поехал в Аргентину, где встретился со многими людьми, хорошо знавшими Бергольо, с его родными и друзьями. Я даже взял интервью у дочери его бывшей герлфренд, та умерла несколько лет назад. Так, через воспоминания о его жизни в Аргентине я стал ему объяснять в письмах, кто я такой и в чем моя цель. Он вообще-то не хотел, чтобы я снимал фильм о нем. Но я убедил его, что фильм будет не о нем лично, а о людях, чье сознание он изменил».
Майкл Мур вспомнил свою встречу с папой Франциском. «Он спросил меня: почему вы так мало снимаете, – рассказал он. – Что вы имеете в виду, изумился я, ведь я только что закончил новый фильм. Нет, вы должны больше снимать, настаивал папа. Он мне напомнил моих учителей в католической школе. Я спросил его: капитализм — это грех? Да, ответил он и объяснил. Грех, потому что в мире есть сверхбогатые люди, которые нажили капитал за счет бедных и нищих. Мы сошлись на том, что каждый человек должен иметь место за общим столом и право на свой кусок пирога. Для демократии недостаточно честных выборов, нужна честная экономика. Мы с ним оказались на одной волне, и я был этим очень тронут».
«Папа никогда не указывал мне, что надо снимать, а что не надо, – сказал Афинеевский. – Окончательную редакцию фильма он не видел, но фактически посмотрел весь фильм кусочками, когда я ему их показывал. Ватикан в начале работы пытался стать посредником между нами. Я, впрочем, не знаю, как оценивают фильм кардиналы, его окружение. Да и что они могут сделать с еврейским пацаном? Отлучить от церкви?».
«Что-то вы забыли про испанскую инквизицию», – бросил реплику Мур под хохот зала.
Прощаясь со зрителями, оба режиссера сообщили трогательные детали личного характера, «Мой среднее имя Фрэнсис, – сообщил Мур, – моего отца звали Фрэнсис. Бергольо выбрали папой за год до смерти моего отца, и отец был очень счастлив, узнав об этом».
Последнее слово осталось за Афинеевским. «Моему сынишке на днях исполнилось 8 недель, – сказал он. – И вы знаете, как мы его назвали? Фрэнсис!».
Leave a Reply