Самым старым действующим членом американской мафии является Джон Францезе по прозвищу Сонни. В свои 98 лет он отбывает 8 летний срок заключения и является, ко всему прочему, еще и самым пожилым федеральным заключенным в США.
Джон Францезе родился, как и подобает настоящему американскому мафиози, не в США, а на Сицилии. Почти сразу после появления сына на свет его родители переехали жить в Америку и начали новую жизнь в одном из районов Бруклина. Во второй половине 30-х годов еще совсем молодой Францезе устроился работать в небольшую итало-американскую компанию, занимавшуюся импортом оливкового масла из Италии (тут надо вспомнить Крестного отца Копполы). Руководил компанией другой выходец с Сицилии по имени Джозеф Профачи. Помимо официального бизнеса у Профачи был и неофициальный. Фактически это была небольшая банда занимавшаяся различными делами в Бруклине. Именно в нее и вступил Францезе. Спустя некоторое время эта банда станет одной из пяти нью-йоркских семей, а Францезе будет двигаться вверх по преступной лестнице, достигнув почти самой ее вершины.
В 60-х годах главой семьи Профачи станет самый молодой босс в истории американской мафии — 41-летний Джо Коломбо и семью переименуют в его честь. Коломбо станет рупором итало-американской общины Нью-Йорка и будет консультировать Копполу во время съемок фильма, но в итоге станет жертвой собственных амбиций, потеряет власть и закончит жизнь в виде беспомощного калеки (я писал об этом в посте про кладбище мафии).
Сонни со своей супругой.
В 1938 году начался официальный отсчет в его криминальной карьере Францезе. Он был арестован за вооруженное нападение, но избежал тюремного срока. Потом началась война и Францезе призвали американскую в армию. Правда карьера военного длилась совсем недолго. В 1942 году его демобилизовали за «склонность к убийству». Надо сказать, очень странная формулировка для военного времени. Видимо склонность была так сильна, что вместо фронта Францезе отправили домой в Нью-Йорк. Налаживать, так сказать, мирную жизнь. В этом деле он весьма преуспел. Занимаясь привычными для любого гангстера вещами он периодически попадал в поле зрения властей. В 1947 году его арестовали по обвинению в изнасиловании официантки, но он снова выкрутился и избежал наказания. В 1966 году Францезе предстал перед судом по обвинению в убийстве. Свидетель видел, как он привязал к телу мужчины бетонный блок и скинул того на дно залива, но тело не нашли и обвинения были сняты.
Днем он занимался привычным ему делом: рэкетом, мошенничеством, вымогательством и убийствами, а все вечера проводил в модном клубе Капокабана на 60-й улице, где постоянно общался со звездами первой величины, включая Фрэнка Синатру. Он дружил с Рокки Марчиано (чемпион мира по боксу в тяжелом весе) и Джакоббе Ламоттой по прозвищу «Бешенный Бык» (тот самый про которого Мартин Скорцезе потом снимет одноименный фильм). Помимо всего прочего, Францезе являлся одним из инвесторов нашумевшего в свое время порнофильма под названием «Глубокая глотка» и совладельцем весьма успешной звукозаписывающей студии Будда-рекордс, через которую отмывал деньги.
В 1967 году Францезе были предъявлены обвинения в ограбления банка и дело, наконец, удалось довести до конца. Согласно приговору он получил 50 лет из которых отсидел девять, после чего был условно-досрочно освобожден. После отсидки Францезе стал умнее и решил больше никогда не попадаться. И у него это почти получилось.
Сонни со своим адвокатом Мьюреем Эдельбаумом.
По разным данным Францезе отправил на тот свет от 30 до 50 человек. Кто-то пишет о сотнях жертв. Когда в 2006 году один из его подручных по имени Гайтано Фатато стал информатором ФБР и стал носить прослушивающее устройство, то в разговоре с ним Францезе проговорился, что убил множество людей. «Мы говорим здесь не о четырех, пяти, шести или десяти человеках» — сказал он. Делясь опытом Францезе рассказал, что перед каждым убийством покрывал подушечки пальцев лаком для ногтей, чтобы не оставлять отпечатков. Он так же рекомендовал всегда надевать на голову сетку, чтобы случайно не обронить волос по которому потом могут вычислить ДНК. Еще он рассказал, что выработал целую технологию избавления от тел, которой охотно поделился с Фатато. Рецепт, по его словам, прост: разделай тело в детском бассейне, высуши получившиеся части в микроволновке и утилизируй то, что осталось в промышленном измельчителе для мусора. Не торопись и будь терпеливым. Лучше потратить лишний час на то, чтобы избавиться от трупа, чем оставлять его на улице. А, как всем известно, нет тела — нет дела. К сожалению, технология была столь эффективна, что властям так и не удалось обвинить его ни в одном убийстве.
Отец и сын. Сын, кстати, еще тот персонаж и достоин отдельного поста.
В 2005 году Францезе официально стал действующим заместителем босса в семье Коломбо. После того, как глава семьи Кармин Персико по прозвищу Джуниор (а вы думали откуда все эти прозвища в Сопрано) получил пожизненный срок, Францезе мог стать и боссом, но этому помешали его частые отсидки из-за нарушений правил условно-досрочного освобождения. В 2008 году власти пытались в очередной раз засадить Францезе за решетку, но через несколько месяцев он снова вышел на свободу.
Знакомые все лица. Джон третий слева. Фото сделано в 2002 году на съемках фильма This Thing of Ours (редкостное УГ), где Францезе был продюссером.
Три года спустя, благодаря материалам прослушки и показаниям его собственного сына (который так же был членом мафии, но из-за проблем с наркотиками стал информатором ФБР) он был осужден по обвинению в рэкете двух стриптиз клубов на Манхэттене и одной лонг-айлендской пиццерии. Очень забавно читать о том, как управляющий стрип-клуба Хастлер впал в легкий ступор, когда к нему заявились крепкие ребята и сообщили, что теперь они его крыша и он должен отчислять им приличную часть от выручку. Управляющий внимательно посмотрел на календарь, убедился, что там не 80-е и даже не 90-е и тут же позвонил в ФБР. Те удивились еще больше и навешали на него все прослушивающее оборудование, что только можно. Результат вам известен. В хоже слушаний выяснилось, что Францезе знал о том, что его сын крыса и пытался организовать его убийство, но сын оказался проворнее и сдал отца федералам. Сидя на скамье подсудимых Францезе получил прозвище The Nodfather (nod — клевать носом; дремать) за то, что он постоянно засыпал во время процесса.
Джон Францезе (слева) во время судебного процесса.
Адвокат в очередной раз пытался представить все в ином свете, рассказывая суду слезливые истории про то, что, дескать, этот старый и больной человек живущий на пособие, и все, что он хотел получить это бесплатный кусок пиццы в пиццерии, но его не так поняли. А вы знаете, что его бьет жена? — спрашивал адвокат судью. Да-да. Бьет и унижает. Ну какой он заместитель босса после этого? Еще одним «веским» доводом было то, что все деловые встречи происходили не в мясной лавке, как в Сопрано (сюжет сериала реально использовался в суде), а в кафе, где продают замороженные йогурты. Вы понимаете, говорил дрожащим голосом адвокат — йогурты! Ну какой он после этого мафиози? Все эти байки не произвели никакого впечатления на судью и Францезе сел на 8 лет. На момент приговора ему было 93 года. Сейчас он отбывает свой срок в федеральном медицинском центре в Массачусетсе. В тот момент, когда судья зачитал приговор, все решили для для Францезе, в силу возраста, заключение станет пожизненным и он больше никогда не выйдет на свободу. Исходя из того, что 2 февраля ему исполнится 99 лет и он до сих пор жив, я уже ничему не удивлюсь. Согласно данным суда, освободиться он должен в феврале 2017 года. Как раз на свое 100-летие. Его сын (сдавший Францезе ФБР) выложил в своем фейсбуке адрес исправительного учреждения и просит всех желающих поздравить отца с наступающим днем рождения. Этот так трогательно, что я даже прослезился.
Leave a Reply